русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

См. с. 37.


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 489; Нарушение авторских прав



2. Герметизация политического универсума

труда (Agentien), которые приводятся в движение в течение трудового дня. Эти средства труда и их эффективность ни в коей мере не пропорциональны непосредственному рабочему времени, которое требуется для их производства; их эффектив­ность зависит скорее от достигнутого уровня научного развития и технологического прогресса; иными словами, от применения достижений этой науки в производстве... Человеческий труд больше не включен в процесс производства — человек видит себя в отношении к этому процессу как контролер и регулятор (WachterundRegulator)... Он находится вне процесса производства вместо того, чтобы быть его принципиальным действующим лицом... В этой трансформации основной опорой, на которой держится производство и богатство, теперь является не труд, выполняемый непосредственно самим человеком, и не количес­тво затраченного на труд времени, но использование его универ­сальной производительной силы (Produktivkrafi), т.е. его знания и его власти над природой, основывающейся на его общественном существовании,— одним словом, развития общественного инди­видуума (des gesellschafilichen Individuums). В этом случае при­своение рабочего времени другого человека, на котором до сего дня. покоится богатство общества, предстает жалким средством в сравнении с тем новым базисом, созданным крупной про­мышленностью для себя самой. Как только человеческий труд в его непосредственной форме перестанет быть основным источ­ником богатства, время труда перестанет и необходимо должно перестать быть мерой богатства, так же как обменная стоимость должна необходимо перестать быть мерой потребительной стои­мости. Таким образом, прибавочный труд массы [населения] уже больше не является условием развития общественного бо­гатства (des allgemeinen Reichtums), так же как праздность не­многих уже не является условием развития универсальных ин­теллектуальных способностей человека. Следовательно, способ производства, который основывается на обменной стоимости, терпит крушение...1



1 Karl Marx, Grundrisse der Kritik der poUtischen Oekonomie (Berlin, Dietz Verlag, 1953) S. 592-3. См. также с. 596.


/. Одномерное общество

Автоматизация действительно представляется вели­ким катализатором развитого индустриального общес­тва, закладывающим материальную базу качественной перемены скачкообразным или иным путем. Автома­тизация — это технический инструмент перехода от количества к качеству, ибо социальный процесс автома­тизации выражает трансформацию или даже транссуб-станциацию энергии труда, вследствие чего последний, отделившись от индивида, сам становится независимым объектом и субъектом производства.

Автоматизация, овладев процессом материального про­изводства, способна революционизировать все общест­во. Доведенное до совершенства овеществление энергии человеческого труда могло бы разбить овеществленные формы, обрубив цепи, связывающие индивида с ма­шиной, с механизмом, который порабощает его посред­ством его собственного труда. Полная автоматизация в царстве необходимости открыла бы новое измерение — измерение свободного времени, в котором произошло бы самоопределение частного и общественного суще­ствования человека.

На современном этапе развитого капитализма ор­ганизованный рабочий класс противостоит автомати­зации, что оправдано создаваемой ею безработицей. Та­ким образом, настаивая на широком использовании энергии человеческого труда в материальном производ­стве, рабочий класс противостоит техническому про­грессу, но тем самым также и более эффективному использованию капитала и повышению производитель­ности труда. Иными словами, продолжительное сдержи­вание автоматизации может ослабить конкурентную по-


2. Герметизация политического универсума

зицию капитала внутри страны и на международной арене, а следовательно — вызвать долгосрочную де­прессию и возобновить конфликт классовых интересов.

Эта возможность становится тем более реалистичной, чем дальше спор между капитализмом и коммунизмом смещается из военной в социальную и экономическую сферу. В силу тотального администрирования автома­тизация в советской системе может по достижении определенного технического уровня пойти с неудержи­мой скоростью. Эта угроза позициям Западного мира в международном соперничестве заставила бы его уско­рить рационализацию процесса производства, которая наталкивается на жесткое, хотя и не сопровождающееся политической радикализацией сопротивление со сторо­ны труда. По крайней мере в Соединенных Штатах лидеры рабочего движения в своих целях и средствах не выходят за пределы общенациональных и групповых интересов при подчинении последних первым. Эти цен­тробежные силы по-прежнему вполне поддаются управ­лению в рамках названных интересов.

И здесь сокращение участия силы человеческого тру­да в процессе производства означает упадок силы поли­тической оппозиции. Ввиду повышения роли белых воротничков в этом процессе политическая радика­лизация возможна только с появлением независимого политического сознания и действия в группе белых воротничков, что в развитом индустриальном обществе представляется маловероятным. Активизация движения, стремящегося организовать растущий элемент белых воротничков в промышленные союзы1, при самом боль-

1 Automation and Major Technological Change, loc. cit, p. 1 If.


/. Одномерное общество

шом успехе может привести к развитию у этих групп тред-юнионистского сознания, но вряд ли приведет к их политической радикализации.

В политическом плане присутствие в трудовых союзах боль­шего числа работников в белых воротничках даст либералам и представителям рабочих шанс верно идентифицировать «интере­сы рабочего класса» с интересами сообщества как целого. По мере расширения массовой базы рабочего класса в качестве группы давления представитель рабочих неизбежно окажется вовлеченным в большое количество сделок с далеко идущими последствиями по вопросам национальной политики и эко­номики.1

В этих условиях перспективы отрегулированного сдер­живания центробежных тенденций зависят прежде всего от возможности приспособить имущественные интересы и их экономику к требованиям Государства Благосо- • стояния. К ним принадлежат значительно увеличенные правительственные расходы и функции, планирование в государственном и международном масштабе, рас­ширенная программа зарубежной помощи, всеобъем­лющая социальная защита, широкомасштабные обще­ственные работы и, возможно, даже частичная нацио­нализация2. По моему мнению, господствующие силы постепенно, хотя и не без колебаний, примут эти требова­ния, доверив свои прерогативы более действенной силе.

1 С. Wrigt Mills, White -Collar (New York: Oxford University Press,
1956), p. 319f.

2 В менее развитых капиталистических странах, где по-прежнему
силен сектор воинственного рабочего движения (Франция, Италия), его
сила направлена против ускоряющейся техноло.гической и политической
рационализации в авторитарной форме. Необходимость соперничества
на международной арене, вероятно, усилит последнюю и приблизит ее
согласие и союз с доминирующими тенденциями в наиболее развитых
индустриальных странах.


2 Герметизация политического универсума

Возвращаясь в нашем обсуждении к перспективам сдерживания социальных перемен в иной системе ин­дустриальной цивилизации, в советском обществе1, мы с самого начала сталкиваемся с двойной трудностью сравнения: (а) хронологической, так как советское об­щество находится на более ранней стадии индустри­ализации, а значительный его сектор на дотехноло-гической стадии, и (Ь) структурной, так как оно имеет существенно иные экономические и политические ин­ституты (тотальная нацонализация и диктатура).

Взаимосвязь между этими двумя аспектами допол­нительно усугубляет трудность анализа. Историческая отсталость не только позволяет, но даже вынуждает советскую индустриализацию развертываться без пла­нирования уровня потребления и морального износа, без ограничений производительности, налагаемых инте­ресами частных прибылей, но при планировании удов­летворения первостепенных потребностей после, а воз­можно, даже одновременно с удовлетворением при­оритетных военных и политических потребностей.

Является ли эта еще большая рациональность только знаком и преимуществом исторической отсталости, ко­торая, вероятно, исчезнет при достижении более высо­кого уровня развития? Является ли эта историческая отсталость, одновременно и тем, что побуждает — в условиях соревновательного сосуществования с разви­тым капитализмом — к всесторонней разработке ре­сурсов и контролю над ними со стороны диктаторского режима? И окажется ли советское общество способным,

1 В связи с дальнейшим см. мою работу Soviet Marxism (New York: Columbia University Press, 1958.).


I. Одномерное общество

достигнув осуществления лозунга «догнать и перегнать», либерализовать тоталитарные формы контроля настоль­ко, чтобы стали возможными качественные перемены?

Аргумент исторической отсталости — согласно ко­торому в условиях материальной и интеллектуальной незрелости путь к освобождению лежит через силовые методы управления — является не только ядром со­ветского марксизма, но также и всех теоретиков «во­спитательной диктатуры» от Платона до Руссо. Над ним можно посмеяться, но его нелегко опровергнуть, поскольку ему принадлежит заслуга нелицемерного при­знания реальности тех условий (материальных и интел­лектуальных), которые служат предотвращению под­линного и разумного самоопределения.

Более того, этот аргумент разоблачает репрессивную идеологию свободы, согласно которой человеческая сво­бода может успешно осуществляться в условиях изну­рительного труда, бедности и отупляющей пропаганды. Разумеется, для того, чтобы стать свободным, общество должно прежде всего создать материальные предпо­сылки свободы, создать богатства еще до того, как оно станет способным распределить их в соответствии со свободно развивающимися потребностями индивида; оно должно сделать рабов способными учиться, видеть и думать, прежде чем они поймут, что происходит и что они сами могут сделать для того, чтобы изменить это. И в той степени, в какой для рабов была предуготовлена роль рабов и довольствование этой ролью, их освобож­дение необходимо должно прийти извне и сверху. Их необходимо «принудить к тому, чтобы стать свобод­ными» и «увидеть вещи такими, как они есть, а иногда


2. Герметизация политического универсума

такими, как они должны видеться», им нужно показать «дорогу добра», которую они ищут1.

Но несмотря на всю свою справедливость, этот ар­гумент не может ответить на освященный временем вопрос: кто воспитал воспитателей и где доказательство того, что в их руках «добро»? Этот вопрос нельзя снять утверждением, что он в равной степени приложим к определенным демократическим формам правления, где судьбоносные решения относительно того, что хорошо для нации, принимаются (или, скорее, утверждаются) избранными представителями — избранными в усло­виях эффективной и свободно принятой обработки со­знания. Единственным возможным (и весьма слабым!) оправданием «воспитательной диктатуры» является то, что страшный риск, который она влечет за собой, едва ли страшнее, чем тот риск, на который идут сейчас великие либеральные, а также авторитарные общества; цена этого риска едва ли намного выше.

Однако диалектическая логика вопреки языку грубых фактов и идеологии настаивает, что рабы еще до того, как они станут свободными, уже должны быть свободны для своего освобождения и что цель должна жить в средствах для того, чтобы быть достигнутой. Это а priori и утверждает положение Маркса о том, что осво­бождение рабочего класса должно быть делом самого рабочего класса. Социализм должен стать реальностью с первым актом революции, так как он должен уже существовать в сознании и действиях носителей рево­люции.

1 Rousseau, The Social Contact, Book I, Chap. VII; Book II, Chap. VI.


/. Одномерное общество

Действительно, в «первой фазе» социалистического строительства новое общество «сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»1, но уже с ее началом происходят качественные изме­нения от старого к новому обществу, уже в ней закла­дывается фундамент «второй фазы». Качественно новый способ жизни, рождаемый новым способом производ­ства, обнаруживается в социалистической революции, которая является концом и в конце капиталистической системы. Уже с первой фазой революции начинается социалистическое строительство.

По той же причине смена лозунга «от каждого по способностям» на лозунг «каждому по потребностям» определяется первой фазой — не только созданием тех­нологической и материальной базы, но также (и это главное!) способом ее создания. Именно переход кон­троля над процессом производства к «непосредствен­ным производителям» отмечает начало развития, кото­рое отделяет историю свободных людей от предыстории человека. В этом обществе прежние объекты производи­тельности впервые становятся индивидуальностями, пла­нирующими и использующими свой труд для реали­зации своих собственных человеческих потребностей и способностей. Впервые в истории люди обрели бы сво­боду для того, чтобы вместе работать под давлением необходимости, ограничивающей их свободу и их че­ловечность и против нее. Поэтому всякое подавление, налагаемое необходимостью, стало бы в действительно­сти самоналагаемой необходимостью. Однако вопреки

1 К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч., М, 1961, т. 19., с. 18.


2. Герметизация политического универсума

этой концепции действительное развитие в теперешнем коммунистическом обществе откладывает (или вынуж­дено откладывать в силу международной ситуации) качественную перемену до второй фазы, и переход от капитализма к социализму, несмотря на революцию, по-прежнему предстает как количественная перемена. Человек по-прежнему порабощен инструментами своего труда, и это порабощение происходит в высоко ра­ционализированной, эффективной и многообещающей форме.

Террористические черты сталинской индустриали­зации могут быть объяснены ситуацией враждебного сосуществования, но тем самым были приведены в движение силы, которые стремятся увековечить тех­нический прогресс как инструмент господства; средства такого рода обусловливают вырождение цели. Если, как мы предположили, ядерная война или иная ката­строфа не прервет развитие технического прогресса, то он поведет к устойчивому повышению уровня жизни и постепенной либерализации форм контроля. В нацио­нализированной экономике возможна эксплуатация тру­да и капитала без структурного сопротивления1 и при значительном сокращении рабочего времени и увели­чении числа бытовых удобств. При этом вовсе не обяза­телен отказ от тотального администрирования. Нет так­же оснований предполагать, что технический прогресс и национализация «автоматически» приведут к осво­бождению негативных сил. Напротив, противоречие между растущими производительными силами и их

1 О различиях между встроенным и управляемым сопротивлением см. мою работу Soxnet Marxism, loc. cit., p. 109ff.


I. Одномерное общество

порабощающей организацией — открыто признаваемое даже Сталиным1 чертой развития советского социализ­ма,— по-видимому, склонно скорее к выравниванию, чем к обострению. Чем в большей степени правящие классы способны обеспечивать постоянное наличие то­варов потребления, тем крепче становится связь основ­ного населения с различными управляющими бюро­кратиями.

Но если эти перспективы сдерживания качественных перемен в советсткой системе кажутся сходными с пер­спективами развитого капиталистического общества, то социалистическая база производства позволяет гово­рить о решающем различии. В советской системе «не­посредственные производители» (трудящиеся) безуслов­но отделены организацией производства от контроля над средствами производства, что способствует, таким образом, классовым различиям в самом базисе системы. Это отделение было установлено силой политических решений после короткого «героического периода» боль­шевистской революции и закрепилось с того времени. Однако не в этом двигатель производственного процесса как такового; это отделение не встроено в процесс про­изводства как разделение между трудом и капиталом, проистекающее из существования института частной собственности на средства производства. Следователь­но, правящие слои сами отделены от процесса производ­ства, т.е. они могут сменяться без взрыва базисных институтов общества.

1 «Economic Problems of Socialism in the U.S.S.R.» (1952)//Leo Gruliow ed. Current Soviet Policies, (New York: F. A. Praeger, 1953), p. 5, 11, 14.


2. Герметизация политического универсума

Развиваемый советским марксизмом тезис о том, что преобладающие противоречия между «отстающими про­изводственными отношениями и характером произво­дительных сил» могут быть разрешены без взрыва и что «согласие» между этими двумя факторами может быть достигнуто путем «постепенных изменений»1, со­ответствует действительности лишь наполовину. Другая половина истины заключается в том, что количествен­ной перемене все еще предстоит перейти в качествен­ную, в исчезновение Государства, Партии, Плана и прочих независимых форм власти, налагаемых на ин­дивидов. Поскольку такая перемена должна оставить нетронутым материальный базис общества (национа­лизированный производственный процесс), это означает «политическую» революцию. И если бы она повела к самоопределению в самом фундаменте человеческого существования, а именно, в измерении (dimension) не­обходимого труда, это была бы самая радикальная и самая полная революция в истории. Распределение пред­метов необходимости независимо от выполняемого тру­да, сокращение до минимума рабочего времени, универ­сальное всестороннее образование, стремящееся к взаи­мозаменимости функций — таковы предпосылки, но еще не содержание самоопределения. И если создание этих предпосылок может быть результатом принуждающего управления, то их становление означало бы его конец. Разумеется, это не уничтожило бы зависимости зрелого индустриального общества от разделения труда, не­сущего с собой неравенство функций, которое выну­ждается действительными социальными потребностями,

1 Ibid., p. 14f.


/. Одномерное общество,

техническими требованиями и физическими и умствен­ными различиями между индивидами. Однако орга­низаторская и надзирающая функции лишились бы привилегии управления жизнью других в каких-то осо­бых интересах. Такого рода переход имел бы скорее революционный, чем эволюционный характер, даже ес­ли бы он произошел на основе полностью национали­зированной и плановой экономики.

Правомерно ли предположить, что коммунистическое общество в его существующих формах сумеет (или, скорее, будет вынуждено международной ситуацией) развить условия, способствующие такому переходу? Мы видим сильные аргументы против такого предположе­ния. Можно выделить сильное сопротивление окопав­шейся бюрократии, сопротивление, находящее свой rai-son d'etre на той самой почве, которая питает тенденцию, способствующую созданию предпосылок освобождения, а именно, соревнование не на жизнь, а на смерть с капиталистической системой.

Мы вполне можем обойтись без понятия врожденно­го «движущего влечения» (power-drive) в человеческой природе, поскольку это в высшей степени двусмыслен­ное психологическое понятие, которое принципиально не подходит для анализа социальных явлений. Вопрос состоит не в том, «откажется» ли бюрократия от своего привилегированного положения при достижении воз­можной качественной перемены, но сможет ли она вос­препятствовать этой перемене. Для этого ей необходимо приостановить материальный и интеллектуальный рост в той точке, где господство еще является рациональным и обеспечивающим прибыль, где основное население


2. Герметизация политического универсума

по-прежнему привязано к своей работе и к интересам государства или существующих институтов. И здесь опять-таки решающим фактором кажется глобальная ситуация сосуществования, давно уже ставшая внут­ренним фактором ситуации двух противостоящих об­ществ. Потребность в неудержимом использовании тех­нического прогресса и в выживании благодаря более высокому уровню жизни может оказаться сильнее, чем сопротивление институционализированных бюрократий.

Я бы хотел добавить несколько замечаний к часто встречающемуся мнению о том, что новое развитие отсталых стран способно не только изменить перспекти­вы развитых индустриальных стран, но также и создать «третью силу», которая может приобрести относитель­ную независимость. Выражаясь в терминах предшеству­ющего обсуждения: существуют ли свидетельства того, что бывшие колониальные или полуколониальные стра­ны могут воспринять путь индустриализации, отличный от капитализма и теперешнего коммунизма? Может ли что-нибудь в местной культуре или традиции этих го­сударств дать указание на такую альтернативу? В своем ответе я ограничусь моделями отсталых стран, пере­живающих индустриализацию в настоящее время, т.е. стран, в которых индустриализация сосуществует с не­нарушенной до- и антииндустриальной культурой (Ин­дия, Египет).

Эти страны вступили на путь индустриализации при непонимании населением ценностей самое' себя дви­жущей производительности, эффективности и рацио­нальности. Иными словами, с населением, которое еще не превратилось в рабочую силу, отделенную от средств


J". Одномерное общество

производства. Могут ли такие условия благоприятство­вать слиянию индустриализации и освобождения, т.е. существенно новой форме индустриализации, которая создала бы аппарат производства, согласующийся не только с первостепенными потребностями основного населения, но также с целью умиротворения борьбы за существование?

Индустриализация в этих отсталых странах проис­ходит не в вакууме, но в такой исторической ситуации, когда социальный капитал, требующийся для первона­чального накопления, должен быть получен в основном извне, от капиталистического или коммунистического блока — или от обоих. Более того, понятно, что сохра­нение независимости требует ускоренной индустриали­зации и достижения уровня производительности, кото­рый бы обеспечивал хотя бы относительную автономию в условиях соревнования двух гигантов.

При таких обстоятельствах преобразование слабо­развитых обществ в индустриальные должно как можно быстрее отбросить дотехнологические формы. Это осо­бенно существенно для стран, которые очень далеки от возможности удовлетворить даже самые важные по­требности населения и где ужасающе низкий уровень жизни требует прежде всего количеств en masse, механи­зированного и стандартизованного массового произ­водства и распределения. Но в этих же странах мертвый груз дотехнологических и даже до-«буржуазных» обы­чаев и условий создает сильное сопротивление такому навязываемому сверху развитию. Машинный процесс (как процесс социальный) требует всеобщего повинове­ния системе анонимной власти, т.е. требует тотальной


2. Герметизация политического универсума

секуляризации и еще не санкционированного разруше­ния ценностей и институтов. Можно ли, таким образом, обоснованно предположить, что под воздействием двух великих систем тотального технологического управ­ления разложение этого сопротивления приобретет освободительные и демократические формы? Что сла­боразвитые страны окажутся способными сделать ис­торический скачок из дотехнологического в посттех-нологическое общество, в котором подконтрольный тех­нологический аппарат обеспечит базис для подлинной демократии? Напротив, навязываемое сверху развитие этих стран заставляет скорее думать о начале периода тотального администрирования еще более жесткого и связанного с насилием, чем пережитый развитыми об­ществами, за спиной которых были достижения эпохи либерализма. Подведем итоги; отсталые страны веро­ятнее всего примут одну из различных форм неоко­лониализма или более или менее террористическую систему первоначального накопления.

Однако, кажется, существует возможность другой альтернативы1. Если индустриализация и распростра­нение технологии в отсталых странах столкнется с сильным сопротивлением местных, традиционных форм жизни и труда,— сопротивление, которое не угасает даже ввиду весьма ощутимых перспектив лучшей и более легкой жизни — есть ли вероятность того, что сама эта дотехнологическая традиция станет источни­ком прогресса и индустриализации?

1 По поводу дальнейшего см. замечательные книги Рене Дюмона, в особенности Terres vivantes (Paris: Plon, 1961).


I. Одномерное общество

Для такой неевропейской формы прогресса необ­ходима политика планового развития, которая вместо навязывания технологии традиционным формам жизни и труда совершенствовала бы их, исходя из их собствен­ных оснований и устраняя силы угнетения и эксплуата­ции (материальные и религиозные), препятствовавшие развитию человеческого существования. Предпосылка­ми этого могли бы стать социальная революция, аграр­ная реформа и смягчение последствий перенаселен­ности, но не индустриализация по модели развитых обществ. Безусловно возможной такая форма прогресса кажется там, где природные ресурсы, не затронутые разорительным посягательством, достаточны не только для поддержания существования, но для того, чтобы обеспечить человеческую жизнь. Там же, где дела обсто­ят иначе, этого можно было бы добиться благодаря постепенному и частичному применению технологий в рамках традиционных форм.

В этом случае смогли бы развиться условия, которых нет (и никогда не было) в старых и развитых индустри­альных обществах — а именно, «непосредственные про­изводители» получили бы шанс создать своим соб­ственным трудом и досугом собственный прогресс и определить его темп и направление. Благодаря такому, опирающемуся на базис, самоопределению «труд по необходимости» мог бы перерасти в «труд для удо­влетворения».

Однако даже в таких абстрактных предположениях нельзя не увидеть неумолимости границ этого самоо­пределения. Начало революции, которая должна путем


2. Герметизация политического универсума

уничтожения умственной и материальной эксплуатации создать предпосылки нового развития, вряд ли возмож­но как спонтанный акт. Более того, такая форма про­гресса предполагает перемены в политике двух великих индустриально могучих блоков, которые определяют сегодня лицо мира, т.е. отказ от неоколониализма во всех его формах. В настоящее время мы не видим никаких указаний на это.

Государство Благосостояния и Войны

Резюмируя, можно сказать, что перспективы сдер­живания перемен, определяемые политикой техноло­гической рациональности, зависят от перспектив Госу­дарства Благосостояния и его способности к повы­шению уровня управляемой жизни. Эта способность присуща всем развитым индустриальным обществам, в которых налаженный технический аппарат — утвердив­шийся как отдельная власть над индивидами — зависит от усиливающегося развития и распространения про­изводительности. В этих условиях упадок свободы и оппозиции следует рассматривать не в связи с ухуд­шением нравственного и интеллектуального климата или коррупцией, но скорее как объективный обще­ственный процесс, поскольку производство и распре­деление все растущего числа товаров и услуг укрепляют позицию технологической рациональности.

Однако при всей своей рациональности Государство Благосостояния является государством несвободы, по­скольку тотальное администрирование ведет к систе­матическому ограничению: (а) «технически» наличного


/. Одномерное общество

свободного времени1; (Ь) количества и качества товаров и услуг, «технически» наличных для удовлетворения первостепенных потребностей индивидов; (с) интеллек­та (сознательного и бессознательного), способного по­нять и реализовать возможности самоопределения.

Позднее индустриальное общество скорее увеличило, чем сократило потребность в паразитических и отчуж­денных функциях (если не для индивида, то для обще­ства в целом). Реклама, межчеловеческие отношения, воздействие на сознание, запланированное устаревание уже не воспринимаются как непроизводственные на­кладные расходы, но скорее как элементы расходов базисного производства. Для эффективности такого про­изводства, обеспечивающего социально необходимое из­быточное потребление, требуется непрерывная рацио­нализация, т.е. безжалостная эксплуатация развитой науки и техники. Вот почему с преодолением опреде­ленного уровня отсталости повышение жизненного стан­дарта становится побочным продуктом политических манипуляций над индустриальным обществом. Возрас­тающая производительность труда создает увеличива­ющийся прибавочный продукт, который обеспечивает возрастание потребления независимо от частного или централизованного способа присвоения и распределе­ния и все большего отклонения производительности. Такая ситуация снижает потребительную стоимость сво­боды; нет смысла настаивать на самоопределении, если

1 «Свободное» время не означает время «досуга». Последнему раз­витое индустриальное общество максимально благоприятствует, но, одна­ко же, оно не является свободным в той мере, в-какой оно регулируется бизнесом и политикой.


2. Герметизация политического универсума

управляемая жизнь окружена удобствами и даже счита­ется «хорошей» жизнью. В этом заключаются раци­ональные и материальные основания объединения про­тивоположностей и одномерного политического способа действий. Трансцендирующие политические силы за­консервированы внутри этого общества, и качественные перемены кажутся возможными только как перемены извне.

Противопоставление Государству Благополучия аб­страктных идей свободы вряд ли убедительно. Утрата экономических и политических прав и свобод, которые были реальным достижением двух предшествующих столетий, может показаться незначительным уроном для государства, способного сделать управляемую жизнь безопасной и комфортабельной1. Если это управление обеспечивает наличие товаров и услуг, которые прино­сят индивидам удовлетворение, граничащее со счастьем, зачем им домогаться иных институтов для иного спо­соба производства иных товаров и услуг? И если пре-формирование индивидов настолько глубоко, что в чис­ло товаров, несущих удовлетворение, входят также мыс­ли, чувства, стремления, зачем же им хотеть мыслить, чувствовать и фантазировать самостоятельно? И пусть материальные и духовные предметы потребления — негодный, расточительный хлам,— разве Geist* и зна­ние могут быть вескими аргументами против удовлет­ворения потребностей?

Основанием критики Государства Благополучия в терминах либерализма и консерватизма (с приставкой

1 См. с. 2. * Дух (нем.).


/. Одномерное общество

«иео-» или без нее) является существование тех самых условий, которые Государство Благополучия оставило позади,— а именно, более низкой степени социального богатства и технологии. Однако зловещие аспекты этой критики проявляются в борьбе против всеохватываю­щего социального законодательства и соответствующих правительственных расходов на службы, отличные от оборонной сферы.

Таким образом, обличение средств угнетения, прису­щих Государству Благополучия, служит защите средств угнетения предшествующего ему общества. На стадии наивысшего развития капитализма общество является системой подавляемого плюрализма, в которой инсти­туты состязаются в укреплении власти целого над инди­видом. Тем не менее для управляемого индивида плю-ралистское администрирование гораздо предпочтитель­нее тотального. Один институт может стать для него защитой от другого; одна организация — смягчить воз­действие другой; а возможности бегства и компенсации можно просчитать. Все-таки власть закона, пусть огра­ниченная, бесконечно надежнее власти, возвышающейся над законом или им пренебрегающей.

Однако ввиду преобладающих тенденций следует по­ставить вопрос: не способствует ли вышеуказанная фор­ма плюрализма его разрушению. Без сомнения, развитое индустриальное общество является системой противо­борствующих сил, которые, однако, взаимоуничтожа­ются, объединяясь на более высоком уровне,— в общих интересах, направленных на защиту и укрепление до­стигнутой позиции, на борьбу с историческими аль­тернативами, на сдерживание качественных изменений.


2. Герметизация политического универсума

Сюда не относятся силы, противодействующие целому1. Уравновешивающие силы стремятся привить целому иммунитет против отрицания, [идущего] как изнутри, так и извне; внешняя политика сдерживания предстает тогда как продолжение аналогичной внутренней по­литики.

Становясь идеологической, обманчивой, действитель­ность плюрализма, кажется, еще более усиливает, а не сокращает манипулирование и координирование, про­тиводействуя роковой интеграции. Свободные институ­ты состязаются с авторитарными, стремясь превратить образ Врага в могучую силу внутри системы. Эта смер­тоносная сила стимулирует рост и инициативу [в произ­водстве], но не с помощью увеличения- и экономичес­кого влияния оборонного «сектора», а посредством пре­вращения общества в целом в обороняющееся общество. Ибо Враг существует постоянно,— не только в чрез­вычайной ситуации, но также и при нормальном поло­жении дел. Он равно угрожает как во время войны, так и в мирное время (причем, пожалуй, больше, чем в военное); он, таким образом, встраивается в систему как связующая ее сила.

Эта угроза извне нимало не способствует ни росту производительности труда, ни повышению уровня жиз­ни, но она незаменима как инструмент увековечения рабства и сдерживания социальных изменений. Враг является общим знаменателем всех деяний и недеяний. Его нельзя отождествить с действительным коммунизмом

1 В отношении критической и реалистической оценки идеологической концепции Гэлбрейта см. Earl Latham, «The Body Politic of the Corpo-ration»//E. S. Mason, The Coloration in Modern Society (Cambridge: Harvard University Press, 1959), p. 223, 225f.


I. Одномерное общество

или капитализмом; в обоих случаях он — реальный призрак освобождения.

Повторю еще раз: пораженное безумием целое санк­ционирует безумность частных проявлений и превраща­ет преступления против человечества в рациональную предприимчивость. Когда люди, надлежащим образом стимулируемые государственной и частной властью, го­товятся к жизни в состоянии тотальной мобилизации, то тем самым они проявляют известную разумность и не только ввиду реальности Врага, но также1 потому, что способствуют развертыванию возможностей про­мышленности и развлекательной индустрии. Рациональ­ными тогда становятся даже самые безумные расчеты: уничтожение пяти миллионов человек можно предпо­честь уничтожению десяти, двадцати и т.д. И пустое занятие пытаться доказать, что цивилизация, оправды­вающая такого рода самозащиту, провозглашает свой собственный конец.

В этих обстоятельствах даже существующие свободы и формы отклонения оказываются к месту внутри орга­низованного целого. Достаточно поставить вопрос: яв­ляется ли соревнование на настоящем этапе организа­ции рынка фактором, смягчающим или обостряющим гонку за большим и скорейшим оборотом и моральным износом? Состязаются ли политические партии за во­царение мира или за усиленную и дорогостоящую во­енную промышленность? Если верны первые альтер­нативы, то современная форма плюрализма усиливает способности сдерживания качественных изменений и, таким образом, скорее предотвращает, чем подталкивает


2. Герметизация политического универсума

«катастрофу» самоопределения. Демократия в этом слу­чае является наиболее эффективной формой господства.

Образ Государства Благосостояния, набросанный на­ми на предшествующих страницах,— это образ истори­ческого мутанта организованного капитализма и социа­лизма, рабства и свободы, тоталитаризма и счастья. Его возможности достаточно ясно обозначены преоблада­ющими тенденциями технического прогресса, хотя и находятся под угрозой некоторых взрывоопасных сил. Наибольшая опасность исходит, конечно, от подготовки к ядерной войне, которая может стать реальностью: ведь средство запугивания служит также подавлению усилий, направленных на сокращение потребности в этом средстве. Существуют и другие факторы, которые могут создать препятствия для приятного сочетания тоталитаризма и [личного] счастья, манипулирования и демократии, гетерономии и автономии — словом, уве­ковечения предустановленной гармонии между организо­ванным и спонтанным поведением, преформированной и свободной мыслью, внешней целесообразностью и внутренним убеждением.

Даже на наивысшей ступени организации капитализм сохраняет потребность в частном присвоении и рас­пределении прибыли как в регуляторе экономики и тем самым продолжает связывать удовлетворение обще­го интереса с удовлетворением частных имущественных интересов. Таким образом, он не может уйти от кон­фликта между возрастающим потенциалом примирения борьбы за существование и потребностью в ее усилении, между прогрессирующим «упразднением труда» и по­требностью сохранения его как источника прибыли.


/. Одномерное общество

Этот конфликт закрепляет нечеловеческие условия су­ществования для тех, кто формирует человеческий фун­дамент социальной пирамиды,— аутсайдеров, бедняков, безработных, преследуемых цветных рас, узников тюрем и заведений для умалишенных.

В современных коммунистических обществах черты угнетения проявляются в стремлении «догнать и пере­гнать» капитализм, которое поддерживается наличием внешнего врага, отсталостью и террористическим на­следием. Тем самым укрепляется примат средств над целями, который могло бы устранить только достиже­ние умиротворения; капитализм и коммунизм продол­жают соревноваться хотя и без применения военной силы, однако в мировом масштабе и с использованием мировых институтов. Такое умиротворение означало бы возникновение подлинно мировой экономики и ко­нец национальных государств, национальных интересов, национального бизнеса заодно с международными со­юзами. Но именно против этой перспективы мобилизу­ется современный мир:

Неведение и несознательность позволяют процветать национа­лизму. Для обеспечения безопасности и существования «оте­честв» недостаточно ни вооружений двадцатого столетия, ни промышленности,— необходимы организации, которые имеют международный вес в военной и экономической области. Однако на Востоке, так же как и на Западе, коллективные убеждения не стремятся свыкнуться с реальными переменами. Великие державы создают свои империи или подновляют фасад, отка­зываясь от изменений экономического и политического режима, что предало бы значение и эффективность одной из коалиций.

И еще:


2. Герметизация политического универсума

Одураченные нацией, одураченные классом, страдающие мас­сы повсеместно вовлекаются в обостряющийся конфликт, в котором их единственными врагами являются хозяева, со зна­нием дела использующие мистификации промышленности и власти.

Сговор современной промышленности и государственной вла­сти является пороком с более глубокими корнями, нежели капиталистические и коммунистические институты и структуры, пороком, необходимость искоренения которого не предусмотрена диалектикой необходимости.1

Роковая взаимозависимость двух «суверенных» соци­альных систем в современном мире указывает на то, что конфликт между прогрессом и политикой, челове­ком и его хозяевами стал тотальным. Сталкиваясь с вызовом коммунизма, капитализм сталкивается с про­должением самого себя: впечатляющим развитием всех производительных сил после подчинения [интересам общества — перев.] частного интереса в прибыли, за­держивающего такое развитие. Но и коммунизм, когда сталкивается с вызовом капитализма, также сталки­вается с продолжением самого себя: впечатляющими удобствами, свободами и облегчением жизненной ноши. В обоих системах мы находим эти возможности иска­женными, и в обоих случаях мы видим одну и ту же причину — борьбу против формы жизни, разрушитель­ной для базиса господства.

1 FroirH^ois Perroux, loc. cit, vol. Ill, p. 631 — 632; 633.


3. Иобеда над несчастным сознанием: репрессивная десублимация

После обсуждения политической интеграции разви­того индустриального общества, достижений, ставших возможными благодаря росту технологической произво­дительности и непрекращающемуся завоеванию чело­века и природы, мы хотим теперь обратиться к соот­ветствующей интеграции в сфере культуры. В этой главе с помощью некоторых ключевых понятий и обра­зов литературы мы проиллюстрируем, как по ходу про­гресса технологической рациональности ликвидируются оппозиционные и трансцендирующие элементы «высо­кой культуры», которые фактически становятся жерт­вой процесса десублимации, господствующего в развитых регионах современного мира.

Достижения и неудачи современного общества ли­шили высокую культуру ее прежнего значения. Про­славление автономной личности, гуманизма, трагичес­кой и романтической любви, по-видимому, являлось идеалом только для пройденного этапа развития. То же, что мы видим сейчас,— это не вырождение высокой культуры в массовую культуру, но ее опровержение действительностью. Действительность превосходит свою культуру, и сегодня человек может сделать больше, чем


3. Победа над несчастным сознанием

культурные герои и полубоги; он уже разрешил мно­жество проблем, казавшихся неразрешимыми. Но вмес­те с тем он предал надежду и погубил истину, которые сохранялись в сублимациях высокой культуры. Разу­меется, высокая культура всегда находилась в про­тиворечии с социальной действительностью, и наслаж­дение ее дарами и идеалами было доступно только для привилегированного меньшинства. Однако две анта­гонистические сферы общества всегда сосуществовали; высокая культура отличалась уживчивостью, и ее иде­алы и ее истина редко тревожили действительность.

Новизна сегодняшней ситуации заключается в сгла­живании антагонизма между культурой и социальной действительностью путем отторжения оппозиционных, чуждых и трансцендирующих элементов в высокой куль­туре, благодаря которым она создавала иное измерение реальности. Ликвидация двухмерной культуры проис­ходит не посредством отрицания и отбрасывания «куль­турных ценностей», но посредством их полного встра­ивания в утвердившийся порядок и их массового вос­производства и демонстрации.

Фактически они становятся инструментами социаль­ного сплачивания. В соревновании между Востоком и Западом величие свободной литературы*и искусства, идеалы гуманизма, печали и радости индивида, осу­ществление личности занимают важное место. И то, что они являются тяжелым упреком формам современ­ного коммунизма, современного общества, не мешает им быть объектами ежедневного управления и продажи. Подобно тому, как люди, зная или чувствуя, что реклама и политические платформы по самому своему смыслу




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одномерный человек 41 | Одномерный человек


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.109 сек.