русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

См. с. 65.


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 539; Нарушение авторских прав



1. Новые формы контроля

делает машину самым эффективным политическим ин­струментом в любом обществе, в основе своей организо­ванного как механический процесс. Но эта политическая тенденция не необратима; в сущности сила машины — это накопленная и воплощенная сила человека. И в той степени, в которой в основе мира труда лежит идея машины, он становится потенциальной основой новой человеческой свободы.

Современное индустриальное общество достигло ста­дии, на которой оно уже не поддается определению в традиционных терминах экономических, политических и интеллектуальных прав и свобод; и не потому что они потеряли свое значение, но потому, что их зна­чимость уже не вмещается в рамки традиционных форм. Требуются новые способы реализации, которые бы от­вечали новым возможностям общества.

Но поскольку такие новые способы равносильны отрицанию прежних, преобладающих способов реали­зации, они могут быть указаны только в негативных терминах. Поэтому экономическая свобода означала бы свободу от экономики — от контроля со стороны эко­номических сил и отношений, свободу от ежедневной борьбы за существование и зарабатывания на жизнь, а политическая — освобождение индивидов от полити­ки, которую они не могут реально контролировать. Подобным же образом смысл интеллектуальной свобо­ды в возрождении индивидуальной мысли, поглощен­ной в настоящее время средствами массовой комму­никации и воздействия на сознание, в упразднении «общественного мнения» вместе с его изготовителями. То, что эти положения звучат нереалистично, указывает


/. Одномерное общество

не на их утопический характер, но на мощь тех сил, которые препятствуют их реализации. И наиболее эф­фективной и устойчивой формой войны против осво­бождения является насаждение материальных и интел­лектуальных потребностей, закрепляющих устаревшие формы борьбы за существование.



Интенсивность, способ удовлетворения и даже ха­рактер иебиологических человеческих потребностей все­гда были результатом преформирования*. Возможность делать или не делать, наслаждаться или разрушать, иметь или отбросить становится или не становится потребностью в зависимости от того, является или не является она желательной и необходимой для господ­ствующих общественных институтов и интересов. В этом смысле человеческие потребности историчны, и в той степени, в какой общество требует репрессивного развития индивида, его потребности и притязания на их удовлетворение подпадают под действие домини­рующих критических норм.

Мы можем различать истинные и ложные потреб­ности. «Ложными* являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тяго­стный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлет­ворение индивиду, но это не то счастье, которое следует

* В оригинале используется понятие preconditioning или being precon­ditioned, что в английском языке имеет техническое значение — «пред­варительная обработка». Автор, употребляя свой термин, имеет в виду, что индустриальное общество формирует индивидуальные влечения, потребности и устремления в предварительно заданном, нужном,, ему направлении.


I. Новые формы контроля

оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его изле­чению. В результате — эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслаб­ляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соот­ветствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей.

Такие потребности имеют общественное содержание и функции и определяются внешними силами, контроль над которыми недоступен индивиду; при этом развитие и способы удовлетворения этих потребностей гетеро-номиы. Независимо от того, насколько воспроизводство и усиление таких потребностей условиями существо­вания индивида способствуют их присвоению послед­ним, независимо от того, насколько он отождествляет себя с ними и находит себя в их удовлетворении, они остаются тем, чем были с самого начала,— продуктами общества, господствующие интересы которого требуют подавления.

Преобладание репрессивных потребностей — свер­шившийся факт, принятый в неведении и отчаянии; но это факт, с которым нельзя смиряться как в инте­ресах довольного своим положением индивида, так и всех тех, чья нищета является платой за его удо­влетворение. Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности: питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой


/. Одномерное общество

удовлетворения- всех потребностей, как несублимиро-ванных, так и сублимированных.

Для любой совести, любого сознания и опыта, не принимающих господствующие общественные интересы за верховный закон мышления и поведения,— для них утвердившийся универсум потребностей и способов удо­влетворения является фактом, подлежащим проверке — проверке в терминах истинности и ложности. Посколь­ку эти термины сплошь историчны — исторична и их объективность. Оценка потребностей и способов их удо­влетворения при данных условиях предполагает нормы приоритетности — нормы, подразумевающие оптималь­ное развитие индивида, т.е. всех индивидов при оп­тимальном использовании материальных и интеллекту­альных ресурсов, которыми располагает человек. Ресур­сы поддаются исчислению. «Истинность» и «ложность» потребностей же обозначают объективные условия в той мере, в которой универсальное удовлетворение пе­рвостепенных потребностей и, сверх того, прогресси­рующее смягчение тяжелого труда и бедности являются всеобще значимыми нормами. Тем не менее как истори­ческие нормы они не только различаются в зависимости от страны и стадии общественного развития, но также могут быть определены только в (большем или мень­шем) противоречии с господствующими нормами. Од­нако какая инстанция вправе претендовать на то, чтобы вынести решение?

Право на окончательный ответ в вопросе, какие по­требности истинны и какие ложны, принадлежит самим индивидам,— но только на окончательный, т.е. в таком случае и тогда, когда они свободны настолько, чтобы


Л Новые формы контроля

дать собственный ответ. До тех пор, пока они лишены автономии, до тех пор, пока их сознание — объект вну­шения и манипулирования (вплоть до глубинных ин­стинктов), их ответ не может считаться принадлежащим им самим. Однако по этой же причине никакая ин­станция не полномочна присвоить себе право решать, какие потребности следует развивать и удовлетворять. Всякий суд достоин недоверия, хотя наш отвод не отменяет вопроса: как могут люди, сами способству­ющие превращению себя в объект успешного и про­дуктивного господства, создать условия для свободы1? Чем более рациональным, продуктивным, технически оснащенным и тотальным становится управление об­ществом, тем труднее представить себе средства и спо­собы, посредством которых индивиды могли бы со­крушить свое рабство и достичь собственного освобож­дения. Действительно, в-Разум-ить (to impose Reason) все общество — идея парадоксальная и скандальная, хотя и можно оспорить справедливость того общества, которое осмеивает эту идею, в то же время превращая население в объект тотального администрирования. Вся­кое освобождение неотделимо от осознания рабского положения, и преобладающие потребности и способы удовлетворения, в значительной степени усвоенные ин­дивидом, всегда препятствовали формированию такого сознания. Одна система всегда сменяется другой, но оптимальной задачей остается вытеснение ложных по­требностей истинными и отказ от репрессивного удо­влетворения.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОБЩЕСТВО | См. с. 53.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.117 сек.