русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

См. с. 53.


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 592; Нарушение авторских прав



2 Одномерный человек



I, Одномерное общество

Отличительной чертой развитого индустриального общества является успешное удушение тех потребнос­тей, которые настаивают на освобождении — освобож­дении даже и от того, что вполне терпимо или даже несет вознаграждение и удобства,— при поддержива­нии и разнуздывании деструктивной силы и репрес­сивной функции общества изобилия. Здесь управление обществом вызывает неутолимую потребность в про­изводстве и потреблении отходов, потребность в оту­пляющей работе там, где в ней больше нет реальной необходимости, потребность в релаксации, смягчающей и продлевающей это отупление, потребность в поддер­жании таких обманчивых прав и свобод, как свободная конкуренция при регулируемых ценах, свободная прес­са, подвергающая цензуре самое себя, свободный выбор между равноценными торговыми марками и ничтожной товарной мелочью при фундаментальном наступлении на потребителя.

Под властью репрессивного целого права и свободы становятся действенным инструментом господства. Для определения степени человеческой свободы решающим фактором является не богатство выбора, предоставлен­ного индивиду, но то, что может быть выбрано и что действительно им выбирается. Хотя критерий свобод­ного выбора ни в коем случае не может быть абсолют­ным, его также нельзя признать всецело относительным. Свободные выборы господ не отменяют противопол­ожности господ и рабов. Свободный выбор среди ши­рокого разнообразия товаров и услуг не означает сво­боды, если они поддерживают формы социального кон­троля над жизнью, наполненной тягостным трудом и


1. Новые формы контроля

страхом,— т.е. если они поддерживают отчуждение. Так­же спонтанное воспроизводство индивидом навязыва­емых ему потребностей не ведет к установлению авто­номии, но лишь свидетельствует о действенности форм контроля.



Наше настойчивое указание на глубину ,и эффек­тивность этих форм контроля может вызвать возра­жение вроде того, что мы в значительной степени пере­оцениваем внушающую силу «медиа» и что налагаемые на людей потребности могут возникать и удовлетво­ряться самопроизвольно. Такое возражение упускает суть дела. Преформирование начинается вовсе не с массового распространения радио и телевидения и цен­трализации контроля над ними. Люди вступают в эту стадию уже как преформироваииые сосуды долгой за­калки, и решающее различие заключается в стирании контраста (или конфликта) между данными и возмож­ными-, удовлетворяемыми и неудовлетворяемыми пот­ребностями. Здесь свою идеологическую функцию об­наруживает так называемое уравнивание классовых раз­личий. Если рабочий и его босс наслаждаются одной и той же телепрограммой и посещают одни и те же курорты, если машинистка загримирована не менее эф­фектно, чем дочь ее начальника, если негр владеет «Кадиллаком» и все они читают одни и те же газеты, то это уподобление указывает не на исчезновение клас­сов, но на то, насколько основное население усваивает потребности и способы их удовлетворения, служащие сохранению Истэблишмента.

Бесспорно, в наиболее высокоразвитых странах со­временного общества трансплантация общественных


2*


И


/. Одномерное общество

потребностей в индивидуальные настолько успешна, что различие между ними кажется чисто теоретическим. Можно ли реально провести черту между средствами массовой информации как инструментами информации и развлечения и как агентами манипулирования и воз­действия на сознание? Между автомобилем как фак­тором беспокойства и как удобством? Между ужасами и удобствами функциональной архитектуры? Между работой па национальную безопасность и на процве­тание корпорации? Между удовольствием частного ин­дивида и коммерческой и политической пользой от увеличения рождаемости?

Мы вновь сталкиваемся с одним из наиболее раздра­жающих аспектов развитой индустриальной цивилиза­ции: рациональным характером его иррациональности. Его продуктивность, его способность совершенствовать и все шире распространять удобства, превращать в потребность неумеренное потребление, конструктивно использовать разрушение, то, в какой степени, цивили­зация трансформирует объективный мир в продолжение человеческого сознания и тела,— все это ставит под сомнение само понятие отчуждения. Люди узнают себя в окружающих их предметах потребления, находят свою душу в своем автомобиле, стереосистеме, квартире с разными уровнями, кухонном оборудовании. Сам ме­ханизм, привязывающий индивида к обществу, изме­нился, и общественный контроль теперь коренится в новых потребностях, производимых обществом.

Преобладающие формы общественного контроля тех­нологичны в новом смысле. Разумеется, в рамках со­временного периода истории техническая структура и


/. Новые формы контроля

эффективность продуктивного и деструктивного аппа­рата играли важнейшую роль в подчинении народных масс установившемуся разделению труда. Кроме того, такая интеграция всегда сопровождалась более явными формами принуждения: недостаточность средств сущес­твования, управляемые правосудие, полиция и воору­женные силы,— все это имеет место и сейчас. Но в современный период технологические формы контроля предстают как воплощения самого Разума, направлен­ные на благо всех социальных групп и удовлетворение всеобщих интересов, так что всякое противостояние кажется иррациональным, а всякое противодействие не­мыслимым.

Неудивительно поэтому, что в наиболее развитых цивилизованных странах формы общественного кон­троля были иитроектированы до такой степени, что стало возможным воздействовать на индивидуальный протест уже в зародыше. Интеллектуальный и эмо­циональный отказ «следовать вместе со всеми» пред­стает как свидетельство невроза и бессилия. Таков социально-психологический аспект политических со­бытий современного периода: исторические силы, ко­торые, как казалось, сулили возможность новых форм существования, уходят в прошлое.

Однако термин «интроекция», по-видимому, уже не­достаточен для описания воспроизводства и закрепле­ния индивидом форм внешнего контроля, осуществляе­мых его обществом. Интроекция, подразумевая разно­образие и до некоторой степени спонтанность процессов, посредством которых Я (Эго) переводит «внешнее» во


/. Одномерное общество

«внутреннее», предполагает, таким образом, существо­вание внутреннего измерения, отличного и даже антаго­нистичного внешним нуждам,—- индивидуальное созна­ние и индивидуальное бессознательное помимо обще­ственного мнения и поведения1. Здесь реальная основа понятия «внутренней свободы»: оно обозначает личное пространство, в котором человек имеет возможность оставаться «самим собой».

В современную эпоху технологическая реальность вторгается в это личное пространство и сводит его на нет. Массовое производство и распределение претен­дуют на всего индивида, а индустриальная психология уже давно вышла за пределы завода. Многообразные процессы интроекции кажутся отвердевшими в почти механических реакциях. В результате мы наблюдаем не приспособление, но мимесис, непосредственную иден­тификацию индивида со своим обществом и через это последнее с обществом как целым.

Непосредственная, автоматическая идентификация, характерная для примитивных форм ассоциирования, вновь возникает в высокоразвитой индустриальной ци­вилизации; однако эта новая «непосредственность» яв­ляется продуктом изощренного, научного управления и организации, которые сводят на нет «внутреннее» измерение сознания — основу оппозиции status quo. Утрата этого измерения, питающего силу негативного мышления — критическую силу Разума,— является иде­ологическим соответствием тому материальному процес-

1 Решающую роль здесь играет перемена функции семьи: «соци­ализация*' в значительной степени теперь переходит к внешним сооб­ществам и средствам массовой информации. См. «Эрос и цивилизация».


1. Новые формы контроля

су, в котором развитое индустриальное общество усми­ряет и примиряет оппозицию. Под влиянием прогресса Разум превращается в покорность фактам жизни и динамической способности производить больше и боль­ше фактов жизни такого рода. Эффективность системы притупляет способность индивида распознавать заря-женность фактов репрессивной силой целого. И если индивиды обнаруживают, что их жизнь формируется окружающими их вещами, то при этом они не создают, но принимают закон явлений — но не закон физики, а закон своего общества.

Я уже высказал ту мысль, что понятие отчуждения де­лается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нем находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление — не иллюзия, а действительность, кото­рая, однако, ведет к новым ступеням отчуждения. Послед­нее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия. Те­перь существует одно измерение — повсюду и во всех формах. Достижения прогресса пренебрегают как идеоло­гическим приговором, так и оправданием, перед судом которых «ложное сознание» становится истинным.

Однако это поглощение идеологии действительно­стью не означает «конца идеологии». Напротив, в специ­фическом смысле развитая индустриальная культура становится даже более идеологизированной, чем ее пред­шественница ввиду того, что идеология воспроизводит самое себя1. Провоцирующая форма этого суждения

1 Theodor W. Adorno, Prisrnen. Kulturltritik und Gesettschaft. (Frankfurt: Suhrkamp, 1955), S. 24w.


/, Одномерное общество

вскрывает политические аспекты господствующей тех­нологической рациональности. Аппарат производства и производимые им товары и услуги «продают» или на­вязывают социальную систему как целое. Транспортные средства и средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пища и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устой­чивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, ко­торые привязывают потребителей, доставляя им тем самым большее или меньшее удовольствие, к произ­водителям и через этих последних — к целому. Про­дукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное им­мунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых со­циальных классов, то воздействие на сознание, которое они несут с собой, перестает быть просто рекламой; оно становится образом жизни. Это не плохой образ жизни — он гораздо лучше прежнего,— но именно по­этому он препятствует качественным переменам. Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения, в которой идеи, побуждения и цели, транс-цендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универ­сума, переопределяемые рациональностью данной си­стемы и ее количественной мерой (its quantitative ex­tension).

Параллель этой тенденции можно найти в ходе раз­вития научных методов: операционализм в физике, би-


1. Новые формы контроля

хевиоризм в социальных науках. Их общая черта в тотально эмпирической трактовке понятий, значение которых сужается до частных операций и поведенческих реакций. Прекрасной иллюстрацией операциональной точки зрения может служить анализ понятия длины у Бриджшша:

Очевидно, что нам известно то, что мы подразумеваем под длиной, если мы можем определить длину любого объекта, а для физика ничего другого и не требуется. Для того, чтобы измерить длину какого-либо объекта, следует выполнить неко­торые физические операции. Таким образом, понятие длины определяется с определением операций, необходимых для ее измерения: это означает, что понятие длины подразумевает не более чем набор операций, посредством которых устанавливается длина. Вообще говоря, под любым понятием мы подразумеваем не более чем набор операций; понятие синонимично соответ­ствующему набору операций,1

Бриджмэн понимал широкие следствия такого спо­соба мышления для общества в целом:

Принятие операциональной точки зрения предполагает нечто большее, чем просто ограничение обычного способа понимания «понятия», это означает далеко идущие изменения во всех наших мыслительных привычках, в том смысле, что мы отка­зываемся от использования как инструментов нашего мышления

1 P. W. Bridgeman, The Logic of Modem Physics (New York: Macmillan, 1928), p. 5. О тех пор операциональная доктрина претерпела видоизме­нения и стала утонченнее. Сам Бриджмэн распространил понятие «опе­рация» на операции <sc бумагой и карандашом*, производимые те­оретиком (Philip J. Frank, The Validation of Scientific Theories (Boston: Beacon Press, 1954), Chap. И). Но основная движущая сила сохраняется: остается -«желательным», чтобы операции с карандашом и бумагой «мож­но было фактически, хотя бы и непрямо, соотнести с инструментальными операциями».


/. Одномерное общество

понятий, о которых мы не можем дать точный отчет в опе­рациональных терминах.1

Предсказания Бриджмэна сбылись. Новый способ мышления в настоящее время является доминирующей тенденцией в философии, психологии, социологии и других областях. Большое количество понятий, достав­ляющих наиболее серьезное беспокойство, было «эли­минировано» путем демонстрации невозможности дать о них точный отчет в терминах операций или пове­денческих реакций. Радикальный натиск эмпиризма (да­лее в гл. 7 и 8 я вернусь к рассмотрению того, насколько правомерны его притязания на эмпиричность) обеспе­чивает, таким образом, методологическое оправдание интеллекту ал истского развенчания сознания — т.е. для позитивизма, который, отрицая трансцендирующие эле­менты Разума, формирует академического двойника со­циально желательного поведения.

За пределами же академической сферы «далеко иду­щие изменения во всех наших мыслительных при­вычках» еще более серьезны. Они служат координи­рованию любых идей и целей с идеями и целями, угодными системе, встраивая их в эту систему и оттор­гая те из них, которые не поддаются приспособлению к ней. Царство подобного одномерного общества не означает господства материализма и отмирания спи-ритуалистских, метафизических и богемных установок. Напротив, можно видеть огромное число их своеобраз­ных форм «Молимся вместе на этой неделе», «Давайте обратимся к богу», дзэна, экзистенциализма, образа жизни битников и т.п. Однако такие формы протеста

1 P. W. Bridgeman, The Logic of Modern Physics, loc. cit, p. 31.


/. Новые формы контроля

и трансцендирования перестали быть негативными и уже не приходят в противоречие со status quo. Скорее они являются церемониальной частью практического бихевиоризма, его безвредным отрицанием, и status quo легко переваривает их как часть своей оздоровительной диеты.

Одномерное мышление систематически насаждается изготовителями политики и их наместниками в сфере массовой информации. Универсум их дискурса внедря­ется посредством самодвижущихся гипотез, которые, непрерывно и планомерно повторяясь, превращаются в гипнотически действующие формулы и предписания. К примеру, «свободными» являются те институты, ко­торые действуют (и приводятся в действие) в Свобод­ном Мире; остальные трансцеидирующие формы сво­боды по определению записываются в разряд анархизма, коммунизма или пропаганды. Подобным образом всякие посягательства на частное предпринимательство, кото­рые исходят не от него самого (или правительственных решений), такие как система всеобщего и всеохваты­вающего здравоохранения, или защита природы от че­ресчур активной коммерциализации, или учреждение общественных услуг, чреватых ущербом для частных прибылей, являются «социалистическими». Подобная тоталитарная логика свершившихся фактов имеет свое восточное соответствие. Там свобода провозглашена об­разом жизни, установленным коммунистическим режи­мом, в то время как все остальные трансцеидирующие формы свободы объявляются либо капиталистически­ми, либо ревизионистскими, либо левым сектантством. И в том и в другом лагере неоперационалистские идеи


/. Одномерное общество

воспринимаются как подрывные и изгоняются из образа жизни, а всякое движение мысли останавливается перед барьерами, которые предстают как границы самого Ра­зума.

Подобное ограничение мысли, разумеется, не ново. Как в его спекулятивной, так и эмпирической форме набиравший силу современный рационализм обнару­жил поразительный контраст между крайним крити­ческим радикализмом научных и философских методов, с одной стороны, и некритическим квиетизмом перед утвердившимися и функционирующими социальными институтами, с другой. Так декартовское ego cogitans вынуждено было оставить нетронутыми «большие об­щественные тела», по мнению Гоббса, «поддержку и внимание всегда предпочтительнее отдавать настояще­му», а Кант согласился с Локком в оправдании рево­люции в том случае и тогда, когда она преуспевает в организации целого и предотвращении краха.

Однако такие примирительные концепции Разума всегда находились в противоречии с неприкрытой ни­щетой и несправедливостью «больших общественных тел» и успешными, более или менее сознательными восстаниями против них. Провоцируя разобщение и способствуя ему в рамках установившегося положения вещей, общественные условия создавали некое личное, а также политическое измерение, в котором это разоб­щение могло развиться в действенную оппозицию, ис­пытывающую свою силу и значимость своих целей.

По мере сворачивания обществом этого измерения самоограничение мышления приобретает все большее


1. Новые формы контроля

значение. Связь между научно-философскими и обще­ственными процессами, между теоретическим и прак­тическим Разумом утверждается «за спиной» ученых и философов. Блокируя как тип оппозиционные дей­ствия и формы поведения, общество делает иллюзор­ными и бессмысленными связанные с ними понятия. Теперь историческое трансцеидирование предстает как исключительно метафизическое, неприемлемое для на­уки и научного мышления. Мы видим, что операци­ональная точка зрения, действующая в широком мас­штабе как «мыслительная привычка», начинает предста­вительствовать за весь универсум дискурса и поступка, потребностей и побуждений. Как это не раз случалось, «коварство Разума» обнаруживает свою приверженность интересам властвующих сил. Разворачивается насту­пление операциональных и бихевиористских понятий, направленное против усилий свободной мысли и образа действий, отталкивающих данную действительность во имя подавляемых альтернатив. В итоге теоретический и практический разум, академический и социальный бихевиоризм встречаются на общей почве — почве раз­витого общества, превращающего научный и техни­ческий прогресс в инструмент господства.

Понятие «прогресса» вовсе не нейтрально, оно пре­следует специфические цели, определяемые возможнос­тями улучшения условий человеческого существования. Развитое индустриальное общество приближается к та­кой стадии, когда продвижение вперед может потребо­вать радикального изменения современного направления и организации прогресса. Эта стадия будет достигнута,


I. Одномерное общество

когда автоматизация материального производства (вклю­чая необходимые услуги) сделает возможным удовле­творение первостепенных потребностей и одновремен­ное превращение времени, затрачиваемого на работу, в маргинальное время жизни. Переход через эту точку означал бы траисцендирование техническим прогрессом царства необходимости, внутри которого он служил инструментом господства и эксплуатации, ограничивая этим свою рациональность; за счет этого технология стала бы субъектом свободной игры способностей, на­правленной на примирение природы и общества.

Такое состояние предвосхищено понятием Маркса «упразднение труда». Однако термин «умиротворение существования» кажется более подходящим для обозна­чения исторической альтернативы миру, который посред­ством международного конфликта, трансформирующего и консервирующего противоречия существующих об­ществ, подталкивает к глобальной войне. «Умиротворе­ние существования» означает развитие борьбы человека с человеком и с природой в таких условиях, когда соперничающие потребности, желания и побуждения уже не преобразовываются в господство и нужду по­средством имущественных прав, т.е. означает конец орга­низации, увековечивающей деструктивные формы борьбы.

В современном обществе борьба против этой исто­рической альтернативы находит устойчивую массовую поддержку в основных слоях населения, а свою идео­логию в строгой ориентации мышления и поведения на данный универсум фактов. Усиленный достижени­ями науки и технологии и оправданный возрастающей производительностью, status quo создает препоны для


/. Новые формы контроля

всякого трансцендирования. Зрелое индустриальное об­щество, сталкиваясь с возможностью умиротворения на основе технических и интеллектуальных достижений, закрывает себя, стремясь избежать этой альтернативы, в результате чего операционализм в теории и практике становится теорией и практикой сдерживания. Нетрудно видеть, что под покровом поверхностной динамики это­го общества скрывается всецело статическая система жизни — система, приводящая себя в движение с по­мощью угнетающей производительности и нацеленного на выгоду координирования. Сдерживание технического прогресса идет рука об руку с развитием в утвер­дившемся направлении и вопреки тем политическим оковам, которые налагает status quo; чем более техно­логия становится способной создать условия для уми­ротворения, тем с большей жесткостью умы и тела людей настраиваются против этой альтернативы.

Повсюду в наиболее развитых странах индустриаль­ного общества представлены две следующие черты: тен­денция к завершению технологической рациональности и интенсивные усилия удержать эту тенденцию в рам­ках существующих институтов. В этом и состоит вну­треннее противоречие нашей цивилизации, т.е. в ир­рациональном элементе ее рациональности, которым отмечены все ее достижения. Индустриальное общество, овладевающее технологией и наукой, по самой своей организации направлено на все усиливающееся господ­ство человека и природы, все более эффективное ис­пользование ее ресурсов. Поэтому, когда успех этих усилий открывает новые измерения для реализации

 


/. Одномерное общество

человека, оно становится иррациональным. Организа­ция к миру и организация к войне суть две разные организации, и институты, которые служили борьбе за существование, не могут служить умиротворению су­ществования. Между жизнью как целью и жизнью как средством — непреодолимое качественное различие.

Такой качественно новый способ существования не­позволительно рассматривать как простой побочный продукт экономических и политических перемен или более или менее спонтанный эффект введения новых институтов, способных к созданию необходимых пред­посылок. Качественная перемена означает также изме­нение технической основы, на которой покоится обще­ство,— основы, на которой держатся экономические и политические институты, стабилизирующие «вторую при­роду» человека как агрессивного объекта управления. Методы индустриализации суть политические методы, и как таковые они предрешают возможности Разума и Свободы.

Очевидно, что сокращению труда предшествует сам труд, и что развитию человеческих потребностей и воз­можностей их удовлетворения должна предшествовать индустриализация. Но поскольку всякая свобода за­висит от завоевания чуждой этим потребностям и воз­можностям индивида необходимости, реализация свободы зависит от методов этого завоевания. Ибо самая вы­сокая производительность труда может стать средством для его увековечения, а самая эффективная индустри­ализация может служить ограничению потребностей и манипулированию.


1. Новые формы контроля

Достигая этой точки, господство под маской изоби­лия и свобод распространяется на все сферы частного и публичного существования, интегрирует всякую под­линную оппозицию и поглощает все альтернативы. Ста­новится очевидным политический характер технологи­ческой рациональности как основного средства усовер­шенствования господства, создающего всецело тотали­тарный универсум, в котором общество и природа, тело и душа удерживаются в состоянии постоянной мо­билизации для защиты этого универсума.


2. Герметизация политического универсума

В обществе тотальной мобилизации, формирование которого происходит в наиболее развитых странах ин­дустриальной цивилизации, можно видеть, как слияние черт Государства Благосостояния и Государства Войны приводит к появлению некоего продуктивного гибрида. Сравнение с его предшественниками не оставляет со­мнений в том, что это «новое общество». Традиционные очаги беспокойства здесь стерилизированы или изо­лированы, а подрывные элементы взяты под контроль. Основные тенденции такого общества уже известны: концентрация национальной экономики вокруг потреб­ностей крупных корпораций при роли правительства как стимулирующей, поддерживающей, а иногда даже контролирующей силы; включение этой экономики в мировую систему военных альянсов, денежных согла­шений, технической взаимопомощи и проектов раз­вития; постепенное уподобление синих и белых во­ротничков, разновидностей лидерства в сферах бизнеса и труда, видов досуга и устремлений различных со­циальных классов; формирование предустановленной гармонии между образованием и национальной целью; вторжение общественного мнения в частное домашнее


2. Герметизация политического универсума

хозяйство; открытие дверей спальни перед средствами массовой коммуникации.

В политической сфере эта тенденция явственно обна­руживается как унификация и слияние противополож­ностей. Под угрозой международного коммунизма двух-партийность подминает интересы соперничающих групп во внешней политике и распространяется на внутрен­нюю политику, где программы крупных партий стано­вятся все менее различимыми далее по степени притвор­ства и духу клише. Это объединение противополож­ностей сказывается на самой возможности социальных перемен, ибо оно охватывает даже те слои, на чью спину опирается прогресс системы, т.е. те классы, само существование которых было когда-то воплощенной оп­позицией системе как целому.

Яркий пример союза и столкновения интересов биз­неса и организованного труда — Соединенные Штаты; в опубликованной Центром по изучению демократи­ческих институтов в 1963 г. книге «Труд глазами труда: беседа» читаем следующее:

Случилось так, что профсоюз в своих собственных глазах стал почти неотличимым от корпорации. Сегодня мы наблюдаем феномен совместного лоббизма профсоюзов и корпораций. Проф­союзу, похоже, уже вряд ли удастся убедить рабочих ракетных предприятий, что компания, для которой они работают, не более чем шайка штрейкбрехеров, ибо и профсоюз и корпорация, пытаясь привлечь также другие отрасли оборонной промыш­ленности, борются за крупные контракты на производство ракет или совместно являются перед Конгрессом и совместно вы­прашивают разрешение на производство ракет вместо бомб или бомб вместо ракет в зависимости от того, какой у них контракт.


I. Одномерное общество

В Великобритании лейбористская партия, соревнуясь с консервативной в заботе о национальных интересах, неспособна отстоять даже скромную программу частич­ной национализации. Официально отказавшись от мар­ксисткой программы, небезуспешно пытается доказать свою респектабельность Социал-демократическая пар­тия Западной Германии, где коммунистическая партия объявлена вне закона. Такова ситуация в ведущих ин­дустриальных странах Запада. На Востоке же посте­пенное уменьшение доли прямого политического кон­троля свидетельствует о том, что все больше значения придается действенности технологических форм кон­троля как инструмента господства. Что же касается сильных коммунистических партий Франции и Италии, то их приверженность программе-минимум, отклады­вающей революционый приход к власти и солидаризу­ющейся с правилами парламентской игры, также свиде­тельствует об общей тенденции развития событий.

Однако, хотя и неправильно рассматривать француз­скую и итальянскую партии как «иностранные» в том смысле, что они во многом зависят от поддержки другой державы, в этой пропаганде непреднамеренно присут­ствует зерно правды: они иностранные, ибо являются историческими свидетелями прошлого (или будущего?) в настоящей действительности. И их согласие работать в рамках существующей системы объясняется не просто тактическими мотивами и стратегией малого масштаба, а ослаблением их социальной базы и изменением их це­лей вследствие трансформации капиталистической си­стемы (как и целей Советского Союза, который принял


2. Герметизация политического универсума

эту перемену в политике). Эти национальные ком­мунистические партии играют историческую роль ле­гальной оппозиции, «осужденной» на не-радикальность, что свидетельствует о глубине и масштабе капитали­стической интеграции и условиях, когда качественные различия конфликтующих интересов представляются количественными различиями внутри утвердившегося общества.

Для того, чтобы обнаружить причины такого раз­вития, не требуется глубокого анализа. Конфликты, существовавшие на Западе, частично претерпели мо­дификацию и частично нашли свое разрешение под двойным (и взаимозависимым) влиянием технического прогресса и международного коммунизма. Угроза извне привела к торможению классовой борьбы и консервации «империалистических противоречий». Мобилизованное против этой угрозы капиталистическое общество де­монстрирует неведомую предыдущим стадиям инду­стриальной цивилизации межгосударственную согла­сованность, которая опирается на материальную почву: а именно, мобилизация против врага действует как могучий стимул производства и трудовой занятости, тем самым поддерживая высокий уровень жизни.

На этой почве формируется универсум администри­рования, в котором возрастающая производительность и угроза ядерной войны способствуют контролю над депрессиями и стабилизации конфликтов. Является ли эта стабилизация «временной» в том смысле, что она не затрагивает корней конфликтов, обнаруженных Мар­ксом в капиталистическом способе производства (про­тиворечие между частной собственностью на средства


/. Одномерное общество

производства и общественной формой последнего), или она свидетельствует о трансформации самой антаго­нистической структуры, разрешающей противоречия и делающей их вполне терпимыми? И если второе соот­ветствует действительности, то каким образом изме­нилось соотношение капитализма и социализма, в ко­тором последнему отводилась роль исторического от­рицания первого?

Сдерживание социальных перемен

В классической теории Маркса переход от капи­тализма к социализму рассматривается как политичес­кая революция: пролетариат разрушает политический аппарат капитализма, сохраняя при этом технологи­ческий аппарат и подчиняя его целям социализации. Революция обеспечивает определенную непрерывность: в новом обществе технологическая рациональность, осво­божденная от иррациональных ограничений и деструк­тивных функций, сохраняется и совершенствуется. Ин­тересно читать утверждения советских марксистов по поводу этой непрерывности, которая столько же важна для понятия социализма, как и решительное отрицание капитализма:

(1) Хотя развитие технологии определяется экономическими законами данной общественно-экономической формации, оно не прекращается, как другие экономические факторы, с прекра­щением действия законов этой формации. Когда в ходе рево­люции разрушаются старые производственные отношения, тех­нология остается и, подчиняясь новым экономическим законам, продолжает развиваться со все возрастающей скоростью. (2) В противоположность развитию экономического базиса в анта­гонистических обществах технология развивается не скачками,


2. Герметизация политического универсума

а путем постепенного накопления элементов нового качества при исчезновении старых элементов. (3) [несущественно в дан­ном контексте].1

В обществе развитого капитализма воплощением тех­нологической рациональности становится аппарат про­изводства, причем становится вопреки его иррациональ­ному использованию. Это справедливо не только в отношении механизированных заводов, станков и экс­плуатации ресурсов, но также в отношении способа труда как приспособления к механизированному про­цессу, с одной стороны, и управления, организованного как «научный менеджмент», с другой. Ни национа­лизация, ни социализация сами по себе не в состоянии изменить это физическое воплощение технологической рациональности; напротив, последнее остается предпо­сылкой социального развития любых производительных сил.

Маркс полагал, что организация аппарата производ­ства «непосредственными производителями» должна привести к качественным изменениям в технической непрерывности: а именно, к направлению производства на удовлетворение свободно развивающихся индивиду­альных потребностей. Однако в той степени, в которой существующий технический аппарат поглощает публич­ное и частное существование во всех сферах общества,— т.е. становится средством контроля и сплачивания по­литического универсума, охватывающего классы тру­дящихся,— качественные изменения ведут к изменению

1 A. Zworikine, «The History of Technology as a Science and as a Branch of Learning; a Soviet view», Technology and Cuture. (Detroit: Wayne State University Press, Winter 1961), p. 2.


I, Одномерное общество

самой технологической структуры. Такая перемена, со­ответственно, предполагает отчужденность самого бытия классов трудящихся от этого универсума и абсолютную невозможность для их сознания продолжать существо­вание внутри него, так что потребность в качественных переменах становится вопросом жизни и смерти. Таким образом, концепция предшествования отрицания самой перемене и развития освободительных исторических сил внутри существующего общества является крае­угольным камнем теории Маркса1.

Именно этому новому сознанию, этому «внутреннему пространству», в котором зарождается трансцендиру-ющая историческая практика, преграждает путь совре­менное общество, в котором субъекты заодно с объек­тами превращены в инструмент целого, опирающегося на raison d'etre достижений его всепобеждающей про­изводительности. Его главным обещанием является еще более комфортабельная жизнь для все большего числа людей, которые, строго говоря, и не способны вооб­разить себе иной универсум дискурса и поступка, по­скольку сдерживание и манипулирование подрывными усилиями и элементами воображения стало составной частью данного общества. Те же, чья жизнь являет собой ад Общества Изобилия, подравниваются под об­щий порядок путем возрождения жестокой практики средневековья и начала нового времени. Что же касается других классов, которые менее ощущают свою непри­вилегированность, то об умиротворении их потребности в освобождении общество заботится посредством удо­влетворения тех их потребностей, которые делают раб-



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
См. с. 65. | См. с. 54.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.079 сек.