русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ОБЩЕСТВО


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 490; Нарушение авторских прав



i. Новые формы контроля

В развитой индустриальной цивилизации царит ком­фортабельная, покойная, умеренная, демократическая несвобода, свидетельство технического прогресса. Дей­ствительно, что может быть более рациональным, чем подавление индивидуальности в процессе социально необходимых, но связанных со страданиями видов де­ятельности, или слияние индивидуальных предприятий в более эффективные и производительные корпорации, или регулирование свободной конкуренции" между не­равно технически вооруженными экономическими субъ­ектами, или урезывание прерогатив и национальных суверенных прав, препятствующих международной орга­низации ресурсов. И хотя то, что этот технологический порядок ведет также к политическому и интеллекту­альному координированию, может вызывать сожаление, такое развитие нельзя не признать перспективным.

Права и свободы, игравшие роль жизненно важных факторов на ранних этапах индустриального общества, сдают свои позиции при переходе этого общества на более высокую ступень, утрачивая свое традиционное рациональное основание и содержание. Свобода мысли, слова и совести — как и свободное предприниматель­ство, защите и развитию которого они служили,—


/. Одномерное общество

выступали первоначально как критические по своему существу идеи, предназначенные для вытеснения уста­ревшей материальной и интеллектуальной культуры более продуктивной и рациональной. Но, претерпев институционализадию, они разделили судьбу общества и стали его составной частью. Результат уничтожил предпосылки.

В той степени, в которой свобода от нужды как кон­кретная сущность всякой свободы становится реальной возможностью, права и свободы, связанные с государ­ством, обладающим более низкой производительностью, утрачивают свое прежнее содержание. Независимость мысли, автономия и право на политическую оппози­ционность лишаются своей фундаментальной критичес­кой функции в обществе, которое, как очевидно, ста­новится все более способным удовлетворить потреб­ности индивидов благодаря соответствующему способу их организации. Такое государство вправе требовать приятия своих принципов и институтов и стремиться свести оппозицию к обсуждению и развитию альтер­нативных направлений в политике в пределах status quo. В этом отношении, по-видимому, вполне безраз­лично, чем обеспечивается возрастающее удовлетворе­ние потребностей: авторитарной или неавторитарной системой. В условиях повышающегося уровня жизни неподчинение системе кажется социально бессмыслен­ным, и уж тем более в том случае, когда это сулит ощутимые экономические и политические невыгоды и угрожает бесперебойной деятельности целого. Разу­меется, по меньшей мере в том, что касается первых




/. Новые формы контроля

жизненных необходимостей, не видно причины, по ко­торой производство и распределение товаров и услуг должно осуществляться через согласование индивиду­альных свобод путем конкуренции.

Свобода предпринимательства с самого начала вовсе не была путем блаженства. Как свобода работать или умереть от голода она означала мучительный труд, ненадежность и страх для подавляющего большинства населения. И если бы индивиду больше не пришлось как свободному экономическому субъекту утверждать себя на рынке, исчезновение свободы такого рода стало бы одним из величайших достижений цивилизации. Технологические процессы механизации и стандарти­зации могли бы высвободить энергию индивидов и направить ее в еще неведомое царство свободы по ту строну необходимости. Это изменило бы саму структуру человеческого существования; индивид, избавленный от мира труда, навязывающего ему чуждые потребности и возможности, обрел бы свободу для осуществления своей автономии в жизни, ставшей теперь его соб­ственной. И если бы оказалось возможным организовать производственный аппарат так, чтобы он был направлен на удовлетворение первостепенных потребностей, и цен­трализовать его управление, то это не только не поме­шало бы автономии индивида, но сделало бы ее един­ственно возможной.

Такая задача, «конец» технологической рациональ­ности, вполне по силам развитому индустриальному обществу. В действительности, однако, мы наблюдаем противоположную тенденцию: аппарат налагает свои экономические и политические требования защиты и


/. Одномерное общество

экспансии как на рабочее, так на свободное время, как на материальную, так и на интеллектуальную культуру. Сам способ организации своей технологической основы современного индустриального общества заставляет его быть тоталитарным; ибо «тоталитарное» здесь означает не только террористическое политическое координи­рование общества, но также нетеррористическое эко­номико-техническое координирование, осуществляемое за счет манипуляции потребностями с помощью иму­щественных прав. Таким образом, создаются препят­ствия для появления действенной оппозиции внутри целого. Тоталитаризму способствует не только специ­фическая форма правительства или правящей партии, но также специфическая система производства и рас­пределения, которая вполне может быть совместимой с «плюрализмом» партий, прессы, «соперничающих сил» и т.п.1

В настоящее время политическая власть утверждает себя через власть над процессом машинного производ­ства и над технической организацией аппарата. Пра­вительство развитого и развивающегося индустриаль­ного общества может удерживать свое положение толь­ко путем мобилизации, организации и эксплуатации технической, научной и механической продуктивности, которой располагает индустриальная цивилизация 1-)та продуктивность мобилизует общество как целое поверх и помимо каких бы то ни было частных индивидуаль­ных и групповых интересов. Тот грубый факт, что физическая (только ли физическая?) сила машины пре­восходит силу индивида или любой группы индивидов,



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК | См. с. 65.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.099 сек.