Первые исследования и разработки в области автоматической идентификации и обмена информацией относятся к середине 50-х - началу 60-х годов минувшего века и связаны с интенсивным внедрением РЛС и радиотелефонной связи в диапазоне ОВЧ (УКВ) на судах морского флота. В качестве одной из мер повышения эффективности использования судовых РЛС была выдвинута идея идентификации эхосигналов судов в целях дальнейшего установления радиосвязи и обмена информацией, необходимой для безопасного расхождения. Дополнительно, ставилась задача автоматического получения информации о курсе судна (его ракурсе или относительном курсе) для быстрой оценки опасности столкновения и выбора маневра расхождения, а также другой информации, позволяющей судам лучше понять намерения друг друга и использовать соответствующие правила маневрирования. Несмотря на многочисленные опытно-экспериментальные разработки и изобретения, не было найдено приемлемого технического решения. Тем не менее, именно в этот период появились первые радиолокационные транспондеры (приемоответчики), которые на морском транспорте нашли практическое применение в двух видах: береговой маяк – ответчик типа РАКОН и аварийный приемоответчик для судовых спасательных средств.
Современный период создания АИС, начавшийся в конце 80 годов, связан с интенсивным внедрением информационных технологий (микропроцессоров, персональных компьютеров, программных средств обработки информации и автоматизации процессов управления) в различных сферах, включая судовождение. Технической основой современных АИС являются глобальные навигационные спутниковые системы (как источник информации о координатах и векторе скорости), автоматическая цифровая радиосвязь (как канал передачи информации), а также электронная картография (как одно из средств отображения информации). Помимо технологических возможностей и экономической целесообразности, появление современных АИС обусловлено стремлением прибрежных государств к установлению контроля над судоходством в территориальном море и прилежащих водах в интересах безопасности мореплавания, защиты окружающей среды, соблюдения пограничных и таможенных режимов и правил рыболовства. Основные инструменты контроля судоходства в прибрежных водах (СУДС, системы судовых сообщений и другие) имеют определенные недостатки, главные из которых – ограниченные возможности береговых РЛС и необходимость в радиотелефонном обмене в целях идентификации судов и получения от них необходимой информации.
Разработка и внедрение современных АИС осуществляется под руководством Международной Морской Организации (IMO) при активном участии Международной Ассоциации маячных служб и навигационных средств (IALA/МАМС) и других международных организаций. Первые исследования и подготовка базовых требований к эксплуатационно-техническим характеристикам Автоматической Идентификационной Системы - АИС (Automatic Identification System – AIS) были выполнены в рамках IALA в 1988-1991 г.г. Определение «идентификационная» отражает традиционную функцию опознавания судов, хотя эта функция уже была дополнена функциями обмена информацией, связанной с предупреждением столкновений и обеспечением безопасности мореплавания.
В начале 90-х годов принципы построения АИС и соответствующей судовой аппаратуры (транспондеров) развивались на основе цифрового избирательного вызова (ЦИВ) в ОВЧ диапазоне морской подвижной службы, по аналогии с ЦИВ в морских районах А1 ГМССБ. В 1992 г. Международным Союзом Электросвязи (МСЭ/ITU) были изданы Рекомендаций ITU-R М.825 по АИС с использованием ЦИВ. Несмотря на существенные недостатки АИС, использующей ЦИВ (низкая скорость передачи информации, возможность перегрузки канала 70, невозможность работы судовых станций в автономном режиме в открытом море), некоторые страны приступили к опытно-практическому внедрению локальных систем контроля движения судов на основе АИС с ЦИВ. В тоже время, другие страны продолжили активный поиск альтернативных технических решений по созданию более эффективной АИС, внедрение которой можно было бы осуществить на всемирной основе.
В 1994 – 1995 г. Подкомитет IMO по безопасности мореплавания (NAV) рассмотрел предложения Швеции и Финляндии, поддержанные группой других стран, о внедрении транспондеров с использованием нового метода доступа к радиоканалу - множественного доступа с временным разделением (TDMA – Time Division Multiplied Access). В качестве прототипа была представлена аппаратура АИС, разработанная компанией GP&C (Швеция). В результате дальнейшего изучения аппаратуры GP&C в рамках IALA были подготовлены «Рекомендации и предварительный эксплутационный стандарт по универсальной судовой Автоматической идентификационной системе (AИС), использующей TDMA», рассмотренные и одобренные Подкомитетом NAV в 1997 г.
На этой основе, в мае 1998 г. Комитет IMO по безопасности на море принял Резолюцию MSC.74(69) и «Рекомендации по эксплуатационным характеристикам судовой универсальной АИС» в качестве приложения к ней. Резолюция MSC.74(69) является первым официальным документом по современным АИС и лежит в основе дальнейшей разработки международных требований, стандартов и рекомендаций. Дополнительное определение «универсальная» означает, в первую очередь, что АИС является многофункциональной системой, и ее назначение не исчерпывается задачей автоматической идентификации. Характерной особенностью универсальной АИС является автономный («вещательный») режим работы, обеспечивающий взаимный обмен информацией в направлениях «судно-судно» и «судно-берег». Эта информация, принятая судами и береговыми станциями, может быть использована как для предупреждения столкновений между судами, так и для контроля и регулирования движения судов береговыми службами. При этом сохраняется некоторая возможность управления работой судовой аппаратуры со стороны береговых станций в режиме ЦИВ, а также добавляется возможность обмена информацией через «Инмарсат-С».