Статус АИС, как обязательного навигационного оборудования согласно Конвенции SOLAS, требует разработки на международном уровне детальных технико-эксплуатационных требований, вплоть до методов контроля и испытаний производимой аппаратуры АИС. Только наличие таких детальных стандартов и требований может гарантировать функциональную и техническую совместимость аппаратуры АИС, выпускаемой разными производителями и устанавливаемой на судах и в береговых службах разных стран.
Основные требования к техническим характеристикам Универсальной АИС разрабатывались специальной рабочей группой IALA по АИС (с декабря 1999 - Комитет IALA по АИС). В 1997 г. Всемирной Конференцией по радиосвязи для использования исключительно в целях АИС выделены два канала в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы: канал AIS-1 (87В - 161,975 МГц) и канал AIS-2 (88В - 162,025 МГц), что было отражено в Международном Регламенте Радиосвязи.
В 1998 г. Международный Союз Электросвязи (МСЭ/ITU) приступил к подготовке предварительной редакции Рекомендаций ITU-R М.1371 «Технические характеристики Универсальной судовой АИС, использующей TDMA в диапазоне морской подвижной службы». Этот документ устанавливает основные требования к принципам построения и техническим характеристикам универсальной АИС, к организации канала связи, содержанию и форматам информационных сообщений, процедурам обмена сообщениями. В 1999 – 2001 Международная Электротехническая Комиссия (МЭК/IEC) по представлению IMO разработала Стандарт МЭК 61993-2, в котором устанавливаются требования к техническим параметрам судовой аппаратуры АИС класса А, а также методы испытаний. Подготовка Стандарта МЭК 61993-2, адресованного производителям аппаратуры АИС и органам сертификации, позволяет начать процесс официального внедрения АИС на судах.
При подготовке новой редакции Главы 5 «Безопасность мореплавания» Конвенции SOLAS в нее были включены требования по обязательному оснащению аппаратурой АИС основных типов судов. В окончательном виде новая Глава 5 утверждена IMO 5 декабря 2000 г. Резолюцией MSC.99(73) и вступила в действие с 1 января 2002 г. (см. п. 2.3).
Международные требования, стандарты и рекомендации служат основой для разработки национальных нормативных документов, регламентирующих внедрение АИС на морском флоте государств – членов IMO. В марте 2002 г. Министерством транспорта РФ введены в действие «Временные технико-эксплуатационные требования (ТЭТ) к судовому оборудованию АИС», разработанные с учетом международных требований и стандартов. Данные ТЭТ являются базовым документом для освидетельствования оборудования АИС, устанавливаемого на судах под флагом РФ.