Для экономически эффективного производственного коопери-рования требуются анализ его состояния, оценка существующего уровня и планируемых мероприятий по развитию рациональных форм кооперирования. Для этого используют ряд показателей. Наибольшее распространение получил показатель, характеризующий долю покупных изделий и полуфабрикатов в общей стоимости выпускаемой продукции. Этот показатель позволяет судить о развитии производственных связей предприятий и отрасли. Его называют коэффициентом кооперирования и определяют по формуле
, (7.4)
где Kкооп – коэффициент кооперирования; Сп.и.к – стоимость покупных заготовок, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны в порядке кооперирования, руб.; Св.п– стоимость валовой (товарной) продукции в оптовых ценах, руб.
Для более детальной характеристики кооперирования дополнительно определяются показатели отдельно по заготовкам, деталям и узлам с выделением важнейших позиций: чугунные, стальные отливки, поковки, штамповки, пластмассовые детали и т. д. Коэффициент кооперирования тесно связан с уровнем специализации предприятий. Поэтому на заводах массового и крупносерийного производства он намного выше, чем на заводах серийного и единичного производства. Так, на автомобильных заводах коэффициент кооперирования равен 0,28…0,45, в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении – 0,15, а в химическом машиностроении – менее 0,04.
Для получения количественной характеристики развития кооперированных связей пользуются показателем количества предприятий, кооперирующихся с данным предприятием. Для оценки качественной стороны кооперированных связей используют данные, характеризующие долю покупных изделий и полуфабрикатов по внутрирайонным и межрайонным поставкам в разрезе предприятия, отрасли или района.
Коэффициент внутрирайонного кооперирования определяется по формуле
. (7.5)
Коэффициент межрайонного кооперирования – по формуле
, (7.6)
где Св.р.к и См.р.к – стоимость полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых (отправляемых) соответственно по внутри- и межрайонному кооперированию, руб.
Для оценки рациональности кооперированных связей применяется такой показатель, как средний радиус кооперирования. Этот показатель определяется как средняя арифметическая взвешенная, где вариантами средней являются расстояния, на которые поставляют тот или иной вид продукции, а весами – объем поставок этой продукции.
, (7.7)
где R – средний радиус кооперирования, км; r – отдельные расстояния поставок, км; Q – объем поставок продукции с соответствующим расстоянием, руб.
Каждый показатель кооперирования в отдельности не может в достаточной степени характеризовать уровень развития этой формы организации производства; только совокупность показателей может дать представление о сложном процессе кооперирования.
Экономический эффект от кооперирования может быть получен при условии, что поставляемые заготовки, полуфабрикаты, детали и узлы лучшего качества обходятся потребителю дешевле, чем при собственном их производстве, а также если они поставляются комплектно, в необходимом количестве и в установленные сроки. Эффективность кооперирования во многом зависит также от правильного определения радиуса перевозок.
Экономическая эффективность кооперирования производства рассчитывается на всех стадиях их планирования.
Для определения экономии, получаемой от кооперирования, необходимо сопоставить себестоимость продукции до кооперирования и после нее. Ожидаемая условно-годовая экономия определяется по следующей формуле:
, (7.8)
где Эу.г – условно-годовая экономия; С1, С2 – себестоимость единицы изделия соответственно до кооперирования производства и после кооперирования; Стр1, Стр2 – транспортные расходы, приходящиеся на единицу изделия, соответственно до кооперирования производства и после кооперирования; N – годовой выпуск изделий.
Развитие кооперирования позволяет увеличить объем выпускаемой продукции, снизить ее трудоемкость и себестоимость. Для предприятия рациональным будет такое кооперирование, при котором суммарные затраты на изготовление продукции и ее доставку до потребителя будут минимальными.