Установление кооперированных связей между предприятиями одной отрасли промышленности позволяет обеспечить большую однородность производства и тем самым более высокое качество продукции и улучшение технико-экономических показателей производства. Но чрезвычайно дальние радиусы кооперирования понижают его экономическую эффективность. При превышении экономически допустимого радиуса поставок теряется весь эффект кооперирования: дополнительные транспортные расходы будут больше, чем экономия от снижения себестоимости, полученная в результате кооперирования. В связи с этим возможности отраслевого кооперирования, особенно в масштабах нашей огромной страны, имеют свои экономические границы.
Кооперирование объединений и предприятий, расположенных в одном районе, обеспечивает ряд преимуществ: сокращается объем перевозок, увеличивается непосредственный контакт кооперирующихся предприятий. Это особенно важно при кооперировании объектов, требующих большого количества транспортных средств и значительных расходов на перевозки. Однако кооперирование в пределах района имеет свои ограничения, так как потребность в том или ином объекте (метизы, электроды, поковки или отливки определенных видов и др.) оказывается недостаточной для организации современного специализированного предприятия с минимально допустимым или оптимальным размером производства. Если в каком-либо районе существуют благоприятные условия для изготовления различных объектов (есть металл, трудовые ресурсы в количестве, превосходящем районную потребность), то возникают необходимость и целесообразность межрайонного кооперирования в объемах, обеспечивающих возможность создания крупных специализированных производств. Это, как правило, компенсирует дополнительные затраты на перевозки. Деление нашей страны на крупные экономические районы, в большинстве которых имеется несколько промышленных центров, создает возможности для организации межрайонного кооперирования в машиностроении. Таким образом, отраслевой и районный аспекты кооперирования тесно связаны между собой и взаимно обусловлены, т. е. формы кооперирования переплетаются. Так, связи, возникающие по отраслевому признаку, во многих случаях носят межрайонный характер. Наряду с этим организуется и районно-отраслевое кооперирование.
Анализ показывает, что нельзя ограничивать кооперирование только одним районом. Стремление к сокращению дальних перевозок и ограничение круга кооперированных предприятий масштабами лишь одной области или только рядом расположенных областей могут привести к повышению затрат общественного труда на производство продукции.
Некоторые машиностроительные предприятия значительно сократили объемы кооперированных поставок по сложившимся в практике связям или же прекратили их полностью. При этом установление новых связей, как правило, вызвано увеличением радиусов перевозок, с дополнительными затратами средств. Такие связи идут в ущерб самим предприятиям.
Для совершенствования производственных связей большое значение имеют экономически обоснованные цены на кооперированные поставки, при установлении которых необходимо прежде всего исходить из фактической себестоимости и нормальной рентабельности. Однако при всех условиях оптовая цена должна экономически стимулировать развитие головным заводом производственного кооперирования. Такое стимулирование можно осуществить установлением цен на кооперируемую продукцию, исходя из уровня издержек специализированного производства головного предприятия. Экономически обоснованные цены могут служить рычагом рационализации кооперированных связей.
Производственное кооперирование способствует повышению коэффициента использования основных фондов и оборотных средств на всех стадиях производства и обращения.
7.7. Закономерности, принципы и факторы размещения предприятий машиностроения
Закономерности размещения производительных сил обусловлены системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. Принципы размещения конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности.
В число наиболее часто называемых принципов входят:
· приближение производств к источникам сырья, топлива или к районам потребления конечной продукции;
· бережливое и комплексное использование и первоочередное освоение наиболее эффективных природных ресурсов;
· охрана природы, обеспечение здоровых, гигиенических условий жизни и труда населения;
· сбалансированное развитие отраслей специализации (т. е. ведущих), а также и отраслей инфраструктуры (дополняющих и обслуживающих);
· территориальное сближение главных сегодня экономических ресурсов: производственных фондов, научно-технического потенциала, квалифицированных кадров, ресурсов вторичного сырья;
· более равномерное размещение индустрии и выравнивание уровней экономического развития районов;
· укрепление обороноспособности;
· реализация преимуществ международного разделения труда.
Названные принципы представляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании размещения предприятий, раз-вития регионов, разработке общей схемы размещения производительных сил.
Факторами размещения принято считать существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов.
Различают следующие группы факторов:
· природные – количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горногеологические и другие условия их добы-чи и использования, климатические, гидрогеологические условия и т. д.;
· экологические – степень бережливого использования природных ресурсов и обеспечения здоровых жизненных и трудовых условий для населения;
· технические – достигнутый и возможный уровень техники и технологии;
· социально-демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры, социальный климат и др.;
· технико-экономические – трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции и др.;
· экономические – экономико-географическое и транспортное положение, стоимость капитальных и текущих затрат, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, территориальные экономические связи и т. д.
Совокупность факторов подразделяется на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности. Состав учитываемых факторов зависит от рассматриваемой проблемы. Например, такие отрасли машиностроения, как приборостроение, станкостроение, отличаются высокой трудоемкостью, поэтому они в основном размещаются в районах сосредоточения трудовых ресурсов, прежде всего квалифицированных кадров.
Для других отраслей при размещении необходимо учитывать также противоречивость индивидуальных, групповых (корпоративных, региональных) и государственных интересов.