Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Различают три группы методов управления:
· организационно-административные методы;
· экономические методы;
· социально-психологические методы.
Организационно-административные — это методы, с помощью которых менеджер как субъект власти воздействует на персонал. Это методы принуждения. В свою очередь, они подразделяются на группы:
- методы организационно-стабилизующего воздействия (штатное расписание, положение о внутреннем трудовом распорядке, должностные инструкции, производственные инструкции, планы работ и т.п.);
- методы распорядительного воздействия (приказ, распоряжение, указание, контроль и т.п.);
- методы дисциплинарного воздействия (поощрения, взыскания).
Методы организационно-административного воздействия обеспечивают четкость, организованность, согласованность, ответственность и трудовую дисциплину. Они оказывают прямое воздействие на организацию и позволяют быстро реагировать на управленческую ситуацию.
Экономические методы управления — предполагают учет и использование экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результатах своего труда. Они включают:
- экономическое планирование (использование экономических показателей в оценке результатов труда);
- экономическое стимулирование (использование стимулирующей системы оплаты труда);
- хозрасчет (хозяйственная самостоятельность подразделений и организации в целом);
- источники финансирования (бюджетные и внебюджетные);
- ценообразование;
- экономико-математические методы:
· экономическое прогнозирование и программирование;
· математическое моделирование;
· теория игр;
· управление запасами;
· исследование операций и др.
Социально-психологические методы — совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах:
- планирование социального развития коллектива;
- повышение производственной и творческой активности сотрудников;
- создание благоприятного психологического климата;
- сплочение трудового коллектива;
- управление конфликтами;
- формирование групп (команд);
- сохранение и развитие традиций;
- изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников;
- управление мотивацией сотрудников и др.
Все функции и методы образуют систему менеджмента и реализуются на практике в тесном единстве.
Выводы
1. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.
2. Самой большой ценностью на рубеже XX-XXI веков для всего мира стал менеджмент – наука, искусство и практика управления социально-экономическими системами.
3. Теория менеджмента базируется на ряде основополагающих законов и принципов. Закономерности менеджмента — это наиболее важные и систематически повторяющиеся явления, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. Принципы - руководящие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления.
4. Функции менеджмента - виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.
5. Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Вопросы для повторения
1. Дайте определения основным понятиям: «менеджмент», «управление».
2. Перечислите основные элементы системы менеджмента.
3. Дайте определение понятиям» «закон управления», «закономерность управления», «принцип управления».
4. В чем отличие современных принципов управления от принципов управления А. Файоля?
5. Определите функции менеджмента.
6. Назовите методы менеджмента.
Т е м а 2: Коммуникации и общение
Цель: сформировать представление об основных особенностях коммуникативных процессов в деятельности менеджера; содействовать развитию коммуникативных навыков, навыков активного слушания и навыков управления деловыми совещаниями