Метод “сущность-связь ” называют также методом ER-диаграмм: во-первых, ER – аббревиатура от слов Entity (сущность) и Relationship (связь), во-вторых, метод основан на использовании диаграмм, называемых диаграммами ER-экземпляров и диаграммами ER-типа.
К основным понятиям метода “сущность-связь” относятся понятия:
1) сущность;
2) атрибут сущности;
3) ключ сущности;
4) связь между сущностями;
5) степень связи;
6) класс принадлежности экземпляров сущности;
7) диаграммы ER-экземпляров;
8) диаграммы ER-типа.
Сущность представляет собой объект, информация о котором хранится в базе данных. Экземпляры сущности отличаются друг от друга и однозначно идентифицируются. Названиями сущностей являются, как правило, существительные, например: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ДИСЦИПЛИНА, КАФЕДРА, ГРУППА.
Атрибут представляет собой свойство сущности. Это понятие аналогично понятию атрибута в отношении. Так, атрибутами сущности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ может быть его Фамилия, Должность, Стаж и т. д.
Ключ сущности – атрибут или набор атрибутов, используемый для идентификации экземпляра сущности. Как видно из определения, понятие ключа сущности аналогично понятию ключа отношения.
Связь двух или более сущностей предполагает зависимость между атрибутами этих сущностей. Название связи обычно представляется глаголом. Примерами связей между сущностями являются следующие: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЕДЕТ ДИСЦИПЛИНУ (Иванов ВЕДЕТ Базы данных), ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРЕПОДАЕТ-В ГРУППЕ (Иванов ПРЕПОДАЕТ-В 256 группе), ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РАБОТАЕТ-НА КАФЕДРЕ (Иванов РАБОТАЕТ-НА 25 кафедре).
Приведенные определения сущности и связи не полностью формализованы, но приемлемы для практики. Следует иметь в виду, что в результате проектирования могут быть получены несколько вариантов одной базы данных. Так, два разных проектировщика, рассматривая одну и ту же проблему с разных точек зрения, могут получить различные наборы сущностей и связей. При этом оба варианта могут быть рабочими, а выбор лучшего из них будет результатом личных предпочтений.
С целью повышения наглядности и удобства проектирования для представления сущностей, экземпляров сущностей и связей между ними используются следующие графические средства:
1) диаграммы ER-экземпляров;
2) диаграммы ER-типа, или ER-диаграммы.
На рис. 1 приведена диаграмма ER-экземпляров для сущностей ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и ДИСЦИПЛИНА со связью ВЕДЕТ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ВЕДЕТ
ДИСЦИПЛИНА
Иванов ·
· СУБД
Петров ·
· ПЛ/1
Сидоров ·
· Паскаль
Егоров ·
· Алгол
Козлов ·
· Фортран
Рис. 1. Диаграмма ER-экземпляров
Диаграмма ER-экземпляров показывает, какую конкретно дисциплину (СУБД, ПЛ/1 и т.д.) ведет каждый из преподавателей. На рис. 2 представлена диаграмма ER-типа, соответствующая рассмотренной диаграмме ER-экземпляров.
1 1
· ·
Рис. 2. Диаграмма ER-типа
На начальном этапе проектирования БД выделяются атрибуты, составляющие ключи сущностей.
На основе анализа диаграмм ER-типа формируются отношения проектируемой базы данных. При этом учитываются степень связи сущностей и класс принадлежности сущностей, которые, в свою очередь, определяются на основе анализа диаграмм ER-экземпляров соответствующих сущностей.
Степень связи является характеристикой связи между сущностями, которая может быть типа: 1:1, 1:М, М:1, М:М.
Класс принадлежности (КП) сущности может быть обязательным и необязательным.
Класс принадлежности сущности является обязательным, если все экземпляры этой сущности обязательно участвуют в рассматриваемой связи, в противном случае класс принадлежности сущности является необязательным.
Варьируя классом принадлежности сущностей для каждого из названных типов связи, можно получить несколько вариантов диаграмм ER-типа. Рассмотрим примеры некоторых из них.
Пример. Степень связи типа 1:1 и необязательный класс принадлежности.
В ранее приведенной на рис. 1 диаграмме степень связи между сущностями 1:1, а класс принадлежности обеих сущностей необязательный. Действительно, из рисунка видно следующее:
1) каждый преподаватель ведет не более одной дисциплины, а каждая дисциплина ведется не более чем одним преподавателем (связь 1:1);
2) некоторые преподаватели не ведут ни одной дисциплины и имеются дисциплины, которые не ведет ни один из преподавателей (класс принадлежности обеих сущностей необязательный).
Пример. Степень связи типа 1:1 и обязательный класс принадлежности.
На рис. 3 приведены диаграммы, у которых степень связи между сущностями 1:1, а класс принадлежности обеих сущностей обязательный.
а) ER-экземпляров
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ВЕДЕТ
ДИСЦИПЛИНА
Иванов ·
· СУБД
Петров ·
· ПЛ/1
Сидоров ·
· Паскаль
Егоров ·
· Алгол
Козлов ·
· Фортран
б) ER-типов
1 1
Рис. 3. Диаграммы для связи 1:1 и обязательным КП обеих сущностей
В этом случае каждый преподаватель ведет одну дисциплину, и каждая дисциплина ведется одним преподавателем.
Возможны два промежуточных варианта с необязательным классом принадлежности одной из сущностей.