1) На диаграммах ER-типа обязательное участие экземпляров сущности в связи отмечается блоком с точкой внутри, смежным с блоком этой сущности (рис. 3).
2) При необязательном участии экземпляров сущности в связи дополнительный блок к блоку сущности не пристраивается, а точка размещается на линии связи (рис. 2).
3) Символы на линии связи указывают на степень связи.
4) Под каждым блоком, соответствующим некоторой сущности, указывается ее ключ, выделяемый подчеркиванием. Многоточие за ключевыми атрибутами означает, что возможны другие атрибуты сущности, но ни один из них не может быть частью ее ключа. Эти атрибуты выявляются после формирования отношений.
На практике степень связи и класс принадлежности сущностей при проектировании БД определяется спецификой предметной области. Рассмотрим примеры вариантов со степенью связи 1:М или М:1.
Пример. Степень связи типа 1:М.
Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин, но каждая дисциплина ведется одним преподавателем.
Пример. Степень связи типа М:1.
Каждый преподаватель может вести одну дисциплину, но каждую дисциплину могут вести несколько преподавателей.
Примеры с типом связи 1:М или М:1 могут иметь ряд вариантов, отличающихся классом принадлежности одной или обеих сущностей. Обозначим обязательный класс принадлежности символом “О”, а необязательный – символом “Н”, тогда варианты для связи типа 1:М условно можно представить как: О-О, О-Н, Н-О, Н-Н. Для связи типа М:1 также имеются четыре аналогичных варианта.
Пример. Степень связи типа 1:М вариант Н-О.
Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин или ни одной, но каждая дисциплина ведется одним преподавателем (рис. 4).
По аналогии легко составить диаграммы и для остальных вариантов.
а) ER-экземпляров
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ВЕДЕТ
ДИСЦИПЛИНА
· СУБД
Иванов ·
· ПЛ/1
Петров ·
· Паскаль
Сидоров ·
· Алгол
Егоров ·
· Фортран
Козлов ·
· С++
· Java
б) ER-типов
1 M
·
Рис 4. Диаграммы для связи типа 1:M варианта Н-О
Пример. Степень связи типа M:M.
Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин, а каждая дисциплина может вестись несколькими преподавателями.
Как и в случае других типов связей, для связи типа М:М возможны четыре варианта, отличающиеся классом принадлежности сущностей.
Пример. Степень связи типа М:М и вариант класса принадлежности О-Н.
Допустим, что каждый преподаватель ведет не менее одной дисциплины, а дисциплина может вестись более чем одним преподавателем, есть и такие дисциплины, которые никто не ведет. Соответствующие этому случаю диаграммы приведены на рис. 5.
а) ER-экземпляров
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ВЕДЕТ
ДИСЦИПЛИНА
· СУБД
Иванов ·
· ПЛ/1
Петров ·
· Паскаль
Сидоров ·
· Алгол
Егоров ·
· Фортран
Козлов ·
· С++
· Java
б) ER-типов
M M
·
Рис.5. Диаграммы для связи типа М:М и варианта О-Н
Выявление сущностей и связей между ними, а также формирование на их основе диаграмм ER-типа выполняется на начальных этапах метода “сущность-связь ”. Рассмотрим этапы реализации метода.