ЖЦТ – это процесс развития продаж товара и получение прибылей, состоит из неск-х этапов, или стадий: исследование и разработка, внедрение, рост, зрелость, спад.
В зависис-ти от этапа ЖЦТ изменяются объем приб-ли и затраты предприятия на пр-во, маркетинг, становятся иными степень конкуренции и цена товара, поведение покуп-лей и дифференциация выпускаемых товаров.
Первая стадия для пред-я – разработки товара – это только затраты и возможные будущие доходы. Задача маркетинга на данном этапе заключается в том, чтобы разъяснить потенциальным потребителям, какую пользу может принести им новая идея, воплощенная в создаваемом товаре.
На 2 стадии внедрения товар начинает поступать в продажу. Для предпр-я – это наиболее высокие затраты на содержание товара, т.к.новая технология требует доработки. Потребитель должен получить маким-е кол-во самой разнообразной инфо о полезных св-вах товара и его преимуществах.
На 3 стадии – роста – спрос на товар на рынке растет. Предпр-е начинает получать значительную прибыль, кот-я возр-ет и достигает максимума к концу этого этапа. Получение прибыли и означает начало этапа роста, препр-ю выгодно продлить этот этап, т.е.все усилия следует направить на увел-е времени роста объема реал-ции. Для этого необ-мо попытаться улучшить кач-во товара, освоить новые участки рынка, найти неохваченные каналы сбыта данного товара, усилить активность рекламы, продолжая убеждать потр-ля в достоинствах рекламируемого товара.
На стадии 4 – зрелости товар выпускается крупными партиями по отработанной технологии с повышенным качеством. Идет неуклонный рост (но более медленный, чем на стадии роста) продаж до его макс-го значения. Для удержания конкур-х позиций требуются улучшенные варианты товара, что в бол-ве случаев отвлекает значительные ср-ва. Все это приводит к сокращению прибыли. Реклама должна быть максим-но массовой и интенсивной, следует шире использ-ть средства стимулир-я спроса. Способы продления ЖЦТ: новые рынки, новые сферы применения, новые модификации товара.
Когда объем товара станет уменьш-ся, наступает 5 стадия – спад. Это свидет-ет о почтенном возрасте товара, к-му пора «уходить» с рынка. Прибыль сокращается резко, товары могут продаваться даже с убытком. Варианты продления жизни товара на этом этапе м/б слеб-е:
61. Можно попытаться продлить жизнь товару путем интенсивной рекламы, изменения упаковки, маневренности цен, реорганизации с-мы сбыта;
62. Можно опереться на приверженных этому товару потр-лей, продолжать продавать товар и «выжать» всю оставшуюся прибыль, резко сократить затраты на пр-во и сбыт;
63. Можно прекратить выпуск товара, снять его с продажи.
Маркетинг сопровождает товар, на всех этапах его жизни, помогает производителя добиться получ-я макс-й прибыли. Необх-мо помнить, что благополучие предпр-я обеспечивается надежно только тогда, когда жизн.циклы различных товаров, выпускаемых им, перекрывают др.друга. Это означает, что ещё до момента насыщения рынка одним товаром на рынок д/б введен уже след-й новый товар. Появление разрыва между циклами во времени часто ведет к потере предпр-ем позиций на рынке, сниж-ю его эк.пок-лей и даже возможному банкротству.