Наблюдение явл-ся наиболее простым методом исследования, как правило, даёт наименее удовлетворительные рез-ты. Наблюдение испол-ся для достижения поисковых целей, обычно связанных с оценкой сложившейся ситуации, поиском полезных идей. С помощью наблюдения изучают и фиксируют как настоящее поведение людей, так и рез-ты прошлого поведения, обычно в реальных условиях. Для наблюдения хар-но отсутств-е непоср-ной связи с исслед-мой аудиторией, использ-е специальных зеркал или скрытой камеры. Основные недостатки связаны с тем, что данный метод не дает возможности получить инфор-ю о психол-х особ-тях потребителей, внутрен-х мотивах поведения, процессах принятия решений.
Опрос эффективен при проведении исслед-й, связанных с достиж-ем описат-х целей. Данный метод представляет собой сбор необх-й инф-ции непосред-но от опрашиваемых лиц. Опросы проводятся для получения инф-ции о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности. Это один из важнейших методов выявления и фиксирования факторов, хар-щих процессы формирован-я и развития спроса, товар-го предложения, всей конъюнктуры рынка.
Эксперимент испол-ся для выявления причинно-след-х связей между факторами изучаемой проблемы. В процессе эксперимента исследуемые сопоставимые группы на происходящие изменения. Например, с помощью эксперимента можно определить влияние отдельных факторов комплекса маркетинга на потребителя.
Способы сбора инф-ции: интерьвью по телефону, анкета по почте, личное письмо.