Большинство произв-й предлагает свои товары рынку через посредников, к-е помогают сократить обьем работы, связанных с распространением товаров. Среди основных причин, обуславливающих использование посредников, можно выделить следующие:
1. Организация процесса товародвижения требует наличия определенных фин. ресурсов, но даже если производитель может позволить создать собственные каналы распределения, во многих случаях он зарабатывает больше, ели увеличит капиталовложения в свое основное произ-о
2. Создание оптимальной сис-ы товародвижения требует также наличия соответс-их знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения , используемых в данной сфере. Посредники же благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху дея-ти, имеют возможность обеспечить широкую доступность товара, и доведения его до целевых рынков.
Канал распределения- это совокупность юр. и физ. лиц, к-е принимают на себя или помогают принять кому то другому права собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Наиболее распространенные каналы распределения:
- канал нулевого уровня(прямого сбыта):товаропроизводитель – потребитель;
Чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его. Выбор наилучшего канала распределения зависит от многих факторов и того значения, которое придается каждому из этих факторов руководство предприятия в данный момент времени в соответствии со сложившейся ситуацией в системе маркетинга.
Согласно концепции маркетинга к первой группе факторов предопределяющих выбор товара должны быть потребности и удобства конечного покупателя, для чего производителю необходимо учитывать следующие характеристики товарного рынка:
-емкости рынка, плотность распределения покупателей, средний доход на душу населения, размер средний покупки, ассортимент предлагаемых товаров.
Вторая группа объединяет факторы характеризующие само предприятие:-главные направления рыночной стратегии тактики, масштабы и гибкость производства, фин.положение, конкурентоспособность, знания и опыт в сфере распределения продукции.
Третья группа вкл. Факторы характеризующие сам реализуемый товар:-вид товара, средняя цена единицы товара, условия продажи, сезонность производства.
Четвертая группа характеризует функционирование каналов распределения:-протяженность канала, выполняемые функ-ии товародвижения, сравнительная стоимость различных каналов сбыта.
При выборе канала распределения необходимо учитывать харрактер и структуру распределения предприятий – конкурентов.
Каждый товаропроиз-ль должен периодически оценивать работу каналов распределения по таким показателям: выполнение нормы сбыта, поддержание среднего уровня товарных запасов, оперативность доставки товара потребителям, сотрудничество с предприятиями по осуществлению программ стимулирования сбыта.
Правильный учет сбыта крайне важен, т.к. дает возможность понять:
1. Возрастает или уменьшается объем вашей торговли и как он меняется в течении года,
2. Какие товары имеют высокий спрос или продаются с трудом,
3. В каких регионах спрос наибольший,
4. Какой дизайн больше всего нравится покупателям,
5. Как работают ваши торговые представители,
6. Не теряет ли спрос давно выпускаемая продукция.