Один из основных вопросов ассортиментной политики – определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом. Т.ж. устанавливаются соотношение одновременного присутствия на рынке новых товаров и товаров в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное соотношение базовых моделей и их модификации разных подвидов. Ассортиментная политика предполагает так же решение вопроса о прохождении товара – продаже товара, производимого предприятием или приобретаемого из внешних источников.
Основные задачи ассортиментной политики:
-удовлетворение запросов потребителей (один из основных принципов маркетинга);
-оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
-оптимизация финансовых результатов предприятия (формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и сумме прибыли);
-завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы (такой подход отличается консервативностью, т.к. рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревших товаров за счет нахождения новых рынков сбыта);
-соблюдение принципа гибкости
Соблюдение принципа гибкости предполагает расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.
Ассортиментный набор выпускаемой продукции следует подразделять на:
-виды (конечный продукт производственного цикла);
-подвиды по функциональным особенностям, уровню качества и цены, предназначенные для определенных категорий покупателей (грузовые авто с разной грузоподъемностью);
-модификации и марки, на которые делятся подвиды продукции и которые представляют собой наиболее детализированную товарную классификацию, соответствующую запросов отдельных сегментов рынка.
Широкая ассортиментная политика, гамма выпускаемой продукции укрепляет позиции предприятия на рынке и расширяет объем продаж. Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора товаров, разных по проходимым ими стадиям жизненного цикла, но одновременно находящимся на рынке. Это позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации покрытия расходов и уровня прибыли.
Маркетологи рекомендуют выпускать на рынки следующие товарные группы:
· Основную – товары, приносящие основные прибыли предп-ю и нах-е в стадии роста.
· Поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж и нах-е в стадии зрелости;
· Стратегическую – товары, призванные обеспечивать будущие прибыли предп-я;
· Тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и нах-ся в стадии роста и зрелости.