Потреби-и отличаются др. от др., поэтому необходимо создавать товары для каждого отдельного покупателя, но в совокупности они представляют потребительский рынок-это отдельные лица и домо-ва покупающие товары для личного потреблении.
Модель покупательского поведения:
1.побудительные мативы-ф-ры маркетинга(цена, товар, методы сбыта и стимулирования),-экзогенные ф-ры(микро и макро среда)
2. «Черный ящик» сознания потребителей:,-харрактеристика покупателей ,-процесс принятия решения о покупке
3. ответная реакция покупателя на рынке- выбор: товара, его марки, продавца,места покупки и др.
Ф-ры покупательского поведения:
1 группа-фак-ры культурного порядка-культура и субкультура.
Культура-это основная первопричина формирования потребностей и поведения человека.Человеческое поведение- это с-ма действий и реакций, к-е приобретаются и корректируются в процессе жизни. Субкультура-отдельные группы населения отличающиеся образом жизни, материа-м поведением и ценностными ориентациями.
2 группы- соц. факторы:-соц.положение;-референтные группы, -семья-роль и статусы,
Общественные классы-это относительно стабильные граждани, к-е харрак-ся наличием общих ценностных представлений, интересов и поведения.
Различают 6 классов:-высший класс-(владельцы крупной недвижимости)-низший высший -(бизнесмены)-высший средний (лица свободных профессий и менеджеры)-низший средний (мелкие предприниматели, служащие)-высший низший (служащие, квалификационные и полуквалиф. рабочие)-низший (неквалиф.рабочие и люди живущие на пособии)
Референтные группы- оказывают прямое или косвенное влияние на отклонение и поведение чел-ка как покупателя: -подталкивают индивида к соглашательству т. е. навязывают товары-воздействуют на представление о самом себе, для того, чтоб человек стремился вписаться в коллектив.
Роль-действия, к-х ожидают от индивида окру-ие люди.
Статус-отражает степень оценок роли со стороны общества.
3 группа-личносные факторы:-возрост и этапы жизненного цикла семьи-род занятий-эк-е положение -образ жизни-тип личности и предоставление о самом себе
Этапы жизненного цикла семьи- холостой, юные молодожены без детей, полное гнездо 1 стадия(ребенку менее 6 лет), полное гнездо 2 стадия (ребенку более 6 лет), вдовствующее лицо работает, вдовствующее лицо на пенсии.
Экономическое положение определяется 3 составляющими:
· Размерами текущих доходов,
· Разме.-и сбережений
· Кредитоспособностью и кредитодоступностью
Род занятий-значительно корректирует покупательское поведение.
Типы личности-это совокупность устойчивых психологических реакций на окружающую среду.
4 группы психологического фактора:
-мотив-нуда в чем либо
-восприятие-отбирает поступающую к нему информацию