Спрос – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.
Платежеспособный спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя. Величина спроса - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах
На величину спроса влияет огромное количество факторов, среди которых наиболее значимыми являются:
вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах;
доходы потребителей. Воздействие данного фактора является двойственным и зависит от характеристики товара.
число потребителей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар;
цены на другие товары.
нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например чай и кофе.
дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например чай и сахар. Рост цены дополняющего товара, напротив, ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называется ценой спроса.
Закон спроса – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы.
Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.
Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться в данное время и данном месте.
Помимо цены на продукт на величину предложения влияют и другие факторы. К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся
издержки производства. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;
уровень налогообложения.
технология производства. Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и также увеличивает предложение.
количество производителей. Чем большее число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Напротив, монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей может привести к сокращению рыночного предложения;
Цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия.
Изучение емкости рынка или рыночного спроса подразумевает определение объема продаж на выделенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за конкретный период времени.
Исследование данных параметров обычно производится по пяти основным направлениям:
· анализ вторичной информации;
· производство и реализация продукции;
· затраты и поведение потребителей;
· расчет емкости на основе норм потребления данного типа товара;
· определение емкости на основе «приведения» объемов продаж (когда известная емкость рынка в одном регионе является основой для расчета емкости рынка в другом регионе путем корректировки ее с помощью коэффициентов приведения).