Миссия предприятия – это основная общая цель предприятия, т.е. четко выраженная причина ее существования.
Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Выбор слишком узкой цели может сузить возможности руководства находить альтернативы при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху предприятия.
Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными и достижимыми.
Оценка и анализ внешней среды в процессе разработки стратегического плана производства.
Анализ внешней среды – это процесс, посредствам которого разработка стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, что бы определить возможности и угрозы для фирмы.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие можно выделить в семь областей:
1) экономика;
2) политика;
3) рынок;
4) технология;
5) конкуренция;
6) международное положение;
7) социальное поведение.
Факторы внешней среды предприятия
1. Экономические факторы выражаются в текущем и прогнозируемом
состоянии экономики:
1) темпы инфляции;
2) уровень занятости;
3) международный платежный баланс;
4) стабильность доллара США;
5) налоговая ставка.
Каждый из этих факторов является либо угрозой, либо новой возможностью предприятия. То что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспринимает как возможность.
Например, во время спада, предприятие, занимающееся выпуском запчастей для автомобилей процветает. Почему? Ответ: В такие времена потребители предпочитает ремонтировать свои старые автомашины, а не покупать новые.
2. Политические факторы выражаются в необходимости руководства предприятия следить за нормативными документами местных органов, региональных властей и федерального правительства.
3. Рыночные факторы складываются из следующего:
а) демографические условия
б) жизненные циклы изделий и услуг
в) легкость проникновения на рынок
г) распределение доходов населения
д) уровень конкуренции в отросли.
Например, увеличение благосостояния в США и в Канаде создало спрос на товары для отдыха. Удовлетворяя этот спрос такая фирма, как «Клад Мед», добилась процветание предложив на рынок комплекты предметов для отдыха.
4. Технологические факторы – выражаются в необходимости следить за развитием уровня технологии в данном направлении производства конкретных изделий.
Например, отрасль, выпускающая бумажные пакеты всегда казалось относительно устойчивой. Однако, успехи в производстве пластиковых пакетов вместе с стабилизацией цен на нефть (производство пластиковых пакетов основано на нефтепродуктах) создали определенные проблемы для бумажной отрасли.
5. Международные факторы выражаются в необходимости контроля и оценки изменений на международном рынке:
а) изменение валютного курса
б) изменение политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов:
6. Факторы конкуренции выражаются в необходимости учета реакции конкурентов. Анализ такого объекта, как конкурент заключается в ответе на следующие вопросы:
а) «Что движет конкурентом?»
б) «Что делает конкурент?»
в) «Что он может сделать?»
В анализе конкурентов присутствуют четыре диагностических элемента:
1) анализ будущих целей конкурентов;
2) оценка текущей стратегии конкурентов;
3) обзор отрасли в которой функционируют конкуренты;
4) углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Чтобы исследовать эти четыре элемента, необходимо ответить на четыре простых вопроса:
1) удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
2) Какие вероятные шаги предпринимает конкурент?
3) В чем уязвимость конкурента?
4) Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?
7. Социальные факторы выражаются, в первую очередь, в преобладающих в обществе чувств к предпринимательству; изменение социальных установок менеджеров; движением в защиту интересов потребителей