Градиентом называется плавный переход цвета, причем в это понятие входит как переход одного цвета к другому, так и переход от непрозрачности к прозрачности. Градиентной может быть только заливка, но не контур!
В зависимости от расположения вектора градиента в программе заложены следующие их типы:
- линейный;
- радиальный;
- градиентная сетка.
Подробнее остановимся на первых двух типах градиента, представленных на рис. 9.1: линейном и радиальном. О градиентной сетке поговорим в следующем уроке.
Рис. 9.1 – Примеры ахроматических градиентов: в верхней строке – линейные,
в нижней – радиальные (красной стрелкой обозначено направление вектора градиента)
Для работы с градиентной заливкой существует панель Gradient (рис. 9.2), которая нами была выведена на экран в одном блоке с Transparency и Stroke. Кроме того, для этих целей используется инструмент – Gradient Tool, а также имеется возможность создавать и сохранять градиентные заливки в палитре Swatches (урок 6, рис. 6.9).
Рис. 9.2 – Фигура с цветной радиальной заливкой и панель Gradient
Панель Gradient (рис. 9.2). В верхней части слева расположено окошко предварительного просмотра, рядом выбираем тип градиента – Type (тип): Radial (радиальный) или Linear (линейный).
В случае использования линейного градиента активизируется функция Angle (угол), где можно задать угол наклона градиента относительно горизонтального направления (0° или ± 180° – горизонтальный градиент, ± 90° – вертикальный). Знаки ± отвечают за направление градиента (сверху вниз или снизу вверх, справа налево или слева направо).
В нижней части панели расположена градиентная шкала, под которой помещены маркеры, соответствующие задаваемым цветам. Между соседними маркерами создается плавный переход цвета с серединой, отмеченной ромбиком над шкалой. Нижние маркеры можно добавлять, удалять или перемещать вдоль шкалы. Перемещением верхних маркеров задается неравномерный переход цвета. Location (размещение) определяет положение выделенного маркера относительно границ шкалы (0-100%).
Если требуется задать линейный градиент точно в границах фигуры (аналогично тому, как он расположен на градиентной шкале для линейного градиента и из центра до края фигуры для радиального), порядок действий такой:
1) строим фигуру,
2) выбираем в окошке Type тип градиента – линейный или радиальный,
3) в градиентной шкале снизу выделяем поочередно нужные маркеры и задаем им необходимые цвета в палитре Color. Поскольку по умолчанию для градиента стоит цветовой режим Grayscale (серая шкала), перейти к цветной шкале можно открыв меню стрелкой справа вверху и выбрав CMYK из списка. Другой вариант – с нажатой клавишей мыши переместить цвет из палитры Swatches на маркер: это сделать удобно, поскольку она расположена сразу под панелью «градиент». Новый маркер добавляется кликом под шкалой. В случае, если необходимо удалить маркер, тянем его с нажатой клавишей мыши за пределы панели и отпускаем.
4) задаем угол наклона линейного градиента и управляем маркерами в верхней части шкалы, если требуется задать неравномерные переходы цвета.
Инструмент Gradient Tool используется когда градиент вписан в фигуру особым образом, например, начальная точка радиального градиента не совпадает с геометрическим центром фигуры. Инструмент активизируется нажатием пиктограммы с изображением градиента на панели инструментов или клавиши G. Рассмотрим работу инструмента на примере, представленном на рис. 9.3:
Рис. 9.3 – Построение сложного радиального градиента со смещенным центром
при помощи инструмента Gradient Tool
Этапы работы:
а – построение фигуры инструментом «эллипс»: для круга удерживаем клавишу Shift;
б – применение радиального градиента на панели «градиент»;
в – с помощью инструмента «градиент» прочерчиваем с нажатой клавишей мыши линию, задающую границы будущего градиента – начало в месте блика, конец – правая нижняя граница круга;
г – результат применения инструмента «градиент» – центр градиентной заливки смещен влево и вверх;
д – на панели «градиент» в нижней шкале изменяем местоположение белого и черного маркеров, сдвигая их к центру; добавляем темно-серый маркер справа – он будет имитировать рефлекс – осветление тени с краю; изменяем локализацию верхнего левого маркера, чтобы блик был лучше выражен. Результат представлен на рис. д, рядом на панели – используемый градиент..
Аналогичным образом можно получить объемное изображение цветных фигур. Эффект объема можно усилить использованием падающей тени и блика (рис. 9.4).
Рис. 9.4 – Имитация рисунка капли с помощью градиента
Для случая, представленного на рис. 9.4, важно соблюдать правильный порядок работы: сначала строим круг, затем вводим градиентную заливку, рисуем падающую тень (с равномерной заливкой без градиента и прозрачностью 50%), блик. Тень помещаем за каплей, а блик – на самом верхнем уровне: напомним, что такое перемещение в пределах одного слоя производится с помощью меню, открываемого правой клавишей мыши – можем переместить на один слой выше или ниже, на самый нижний или самый верхний слой, – или через главное меню: Object – Arrange. Далее строим зеленый прямоугольник (фон), отправляем его на самый нижний слой (рис. 9.5) и только после этого сжимаем каплю по вертикали – получаем эллипс. В противном случае круговой градиент не будет соответствовать форме эллипса – убедитесь в этом, окрасив радиальным градиентом эллипс, а не круг.
Рис. 9.5 – Перемещение объекта по уровням в пределах одного слоя (Arrange)
Существует несколько вариантов сохранения градиента в палитре Swatches. Первый – перетащить с нажатой клавишей мыши окошко предварительного просмотра панели Gradient (квадрат слева вверху) на панель Swatches. Второй вариант – задав градиент в панели Gradient или кликнув на фигуру с нужной градиентной заливкой (она появится в квадрате «заливка» в панели инструментов) перейти к панели Swatches и нажать верхнюю правую стрелку, далее в появившемся меню выбрать «New Swatch…». Третий вариант – нажать на панели Swatches вторую справа кнопку в нижнем ряду (квадратик с отогнутым уголком). Переименовать градиент можно двойным кликом на квадратике с его изображением.
Градиентная заливка различается в случае использования составного пути (урок 8) или группы объектов, хотя в частных случаях получаем одинаковые результаты. Продемонстрируем это на примере узора и надписи (рис. 9.6). В первом случае (а) узор представляет собой составной путь и логически является единой фигурой, поэтому градиентная заливка растягивается от начала до конца всей фигуры в заданном направлении (в нашем случае – по горизонтали). Во втором (б) – если узор представляет собой группу элементов – каждая его часть будет залита отдельным градиентом.
Рис. 9.6 – Различие в применении градиентной заливки[1]:
а – составной путь, б – группа
Обратите внимание, что только в частном случае (а и б, нижняя надпись) градиенты на составном пути и группе выглядят одинаково. Это вариант, при котором элементы группы выстроены строго по прямой перпендикулярно к направлению градиента. В нашем случае это строка букв с вертикальным градиентом.
Преобразовать сложный градиент в градиентную сетку или группу, состоящую из заданного количества мелких ступеней с равномерной заливкой (иногда это требуется при подготовке файлов к печати), следует через меню Object – Expand и выбрав, соответственно, один из двух вариантов преобразования: Gradient Mesh или Specify…Objects.