русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

УРОК 6. РАБОТА С ЦВЕТОМ


Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 3281; Нарушение авторских прав


В компьютерной графике существуют понятия «цветовая модель» и «цветовое пространство». Цветовая модель – термин, обозначающий абстрактную модель описания цветов в виде набора чисел, называемых цветовыми компонентами,или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство.Таким образом, цветовая модель и цветовое пространство позволяют описывать цвет математически – с помощью формул и цифр. Следует различать понятие цветовой модели и цветового режима (Color Mode) конкретного документа. Цветовой режим документа задается при его создании (см. урок 1, рис. 1.4) или производится конвертирование из одного режима в другой в процессе работы над документом (File – Document Color Mode). В программе Adobe Illustrator возможно работать в трех цветовых моделях – RGB, CMYK и HSB. При этом в двух первых возможно создавать и конвертировать документы, а в последней – только задавать цветовые характеристики объектов в процессе работы. Более подробно о цветовых моделях будет сказано в лекции «Цвет и его представление», а также в лекциях по курсу «Цветоведение», поэтому здесь остановимся на них кратко.

Цветовая модель RGB (Red, Green, Blue – красный, зелёный, синий) – аддитивнаяцветовая модель, описывающая способ синтеза цвета с помощью названных цветных лучей. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета человеческим глазом. Аддитивной она называется потому, что цвета получаются путём добавления (от англ. addition) к черному. Изображение в данной цветовой модели состоит из трёх каналов: красного, зеленого и синего. При их смешении получаем белый цвет (рис. 6.1).

Рис. 6.1 – Цветовая модель RGB

Цветовая модель RGB используется для визуализации изображения на телевизионных экранах, компьютерных мониторах, экранах мобильных устройств и др.



Цветовая модель CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color)субтрактивная схема формирования цвета, используемая, прежде всего, в полиграфии для стандартной печати в 4 краски (голубая, пурпурная, желтая, черная). Кроме того, такая цветовая модель соответствует смешению красок при печати на принтере и при рисовании. Так, смешением голубой и желтой красок получаем оттенки зеленого цвета, смешивая пурпурный (ярко-розовый) и желтый, получаем оттенки от оранжевого до красного, смешение пурпурного с голубым дает синие и фиолетовые цвета. Наложение всех трех компонент в идеале должно давать черный (рис. 6.2), но на практике чаще получается серо-коричневый цвет. Поэтому для качественного полиграфического воспроизведения оттенков черного к триаде была добавлена четвертая краска – черная. Это обусловлено еще и требованием печати черной краской большинства текстов в книгах и прочих полиграфических изданиях.

Рис. 6.2 – Цветовая модель CMY

В названии цветовой модели CMYK фигурирует не первая буква слова Black (B), а последняя – K, поскольку В уже используется в цветовой модели RGB для обозначения синего (Blue). Поэтому было решено черный цвет назвать «ключевым», или «базовым» – Key color. CMYK по сравнению с RGB обладает меньшим цветовым охватом, т.е позволяет воспроизвести меньшее количество цветов.

Цвет в CMYK зависит не только от спектральных характеристик красок, но и их количества, характеристик бумаги и др. Таким образом, цифры CMYK являются лишь набором аппаратных данных и не определяют цвет однозначно. Исторически сложилось несколько стандартов для офсетной печати: это американский, европейский и японский стандарты для мелованной и немелованной бумаг. Именно для этих процессов разработаны стандартизованные бумаги и краски. Для них же созданы соответствующие цветовые профили, которые используются в процессах цветоделения. В настоящее время рекомендуется цветовые профили при создании документов отключать и доверить цветоделение и цветокоррекцию профессионалам. Отключить профили можно в диалоговом окне Color SettingsColor Management (настройки цвета) в пункте меню Edit (редактирование). В окошках RGB и CMYK необходимо выбрать опцию Off (рис. 6.3).

Рис. 6.3 – Диалоговое окно Color Settings

Расположение цветов RGB и CMY может быть представлено на круговой модели, называемой «цветовым кругом» (рис. 6.4).

Рис. 6.4 – Цветовой круг

HSB (Hue, Saturation, Brightness – цветовой тон, насыщенность, яркость) – цветовая модель, в которой координатами цвета являются:

Hue – цветовой тон. Варьируется в пределах 0–360°;

Saturation – насыщенность. Варьируется в пределах 0–100. Чем больше эта величина, тем «чище» цвет, поэтому этот параметр иногда называют чистотой цвета;

Brightness – яркость. Также задаётся в пределах 0–100 (рис. 6.5).

Рис. 6.5 – Цветовая модель HSB.

При работе с электронными устройствами вывода (мониторами, экранами) видимый цвет зависит не только от цветовой модели и параметров объектов, но и от характеристик самого устройства. Для программных продуктов Adobe настройка (калибровка) монитора выполняется через Панель управления с помощью утилиты Adobe Gamma (рис. 6.6), где предлагается выполнить пошаговое (Step by Step) или более сложное (Control Panel) преобразование с целью максимально точного приближения изображения на экране к печатному.

 

Рис. 6.6 – Утилита Adobe Gamma

Для работы с цветом в программе Adobe Illustrator предусмотрен набор инструментов и палитр: диалоговое окно Color Picker (выбора цвета), Eyedropper (пипетка), Paint Bucket (дословно «ведро краски», по смыслу переводится как «заливка»), а также палитры Color (цвет)и Swatches (образцы).

Диалоговое окно Color Picker

Для того, чтобы открыть диалоговое окно Color Picker, необходимо сначала выбрать один из двух квадратов, расположенных в нижней части панели инструментов (рис. 6.7).

Рис. 6.7 – Инструменты для выбора цвета заливки и контура на панели инструментов

Если далее будет задаваться цвет заливки объекта, следует кликнуть на верхний левый квадрат (на рис. 6.7 он белый), если цвет контура – правый нижний (на рисунке он черного цвета). Таким образом мы делаем соответствующий квадрат активным и он оказывается на переднем плане (на рис. 6.7 это цвет контура).

По умолчанию в качестве цвета заливки установлен белый, контура – черный. Чтобы восстановить это умолчание, нужно кликнуть на миниатюрную копию этих квадратов, расположенную левее и ниже, или нажать на клавиатуре D. Для того, чтобы поменять местами цвета заливки и контура, следует кликнуть на двусторонней дугообразной стрелке, расположенной чуть правее и выше квадратов. Чтобы задать один и тот же цвет заливке и контуру, достаточно перетащить с нажатой клавишей мыши выбранный цвет с квадрата заливки на квадрат контура или наоборот.

Снизу под образцами цвета заливки и контура расположены три квадратика. В левом – последний использованный цвет, в среднем — последний использованный градиент. Правый квадратик перечеркнут красной диагональю – он позволяет отменить заливку и/или контур выделенного объекта.

Двойной клик на соответствующем квадрате открывает диалоговое окно Color Picker (рис. 6.8), в котором можно задать цвет заливки или контура фигуры, работая со всеми тремя описанными выше цветовыми моделями – RGB, CMYK и HSB.

Приблизительный выбор цвета осуществляется в большом цветном квадратном поле слева. Его вид зависит от того, какая цветовая модель и ее характеристика в данный момент активна – HSB или RGB. Кликните по очереди во всех кружочках рядом с аббревиатурами цветовых моделей и обратите внимание на то, как меняется вид цветового поля и вертикальной шкалы рядом. В модели HSB мы можем по цифрам (в квадратных окошках) или «на глаз» в вертикальной шкале или цветовом поле слева задать H – цветовой тон, S – насыщенность и B – яркость цвета. Полученный цвет отобразится в прямоугольнике справа от вертикальной градиентной шкалы (предыдущий цвет – в примыкающем к нему снизу прямоугольнике).

 

Рис. 6.8 – Диалоговое окно Color Picker

Если выбранный цвет без искажения не воспроизводится в цветовой модели CMYK, заданной для документа, справа от прямоугольника появится предупреждение – восклицательный знак в желтом треугольнике (рис. 6.8) и квадратик под ним – в нем предлагается ближайший к выбранному воспроизводимый цвет. Если мы согласны с этим предложением – необходимо кликнуть на этот квадратик, и новый цвет будет присвоен нашему объекту при нажатии кнопки ОК.

Если необходимо выбрать цвет для публикации в Web, поставьте галочку в правом нижнем окошке «Only Web Color»: цветовое поле и вертикальная шкала справа от него станут ступенчатыми. Другой вариант – при выборе цвета обратить внимание на кубик рядом со сдвоенными прямоугольниками в верхней части окна (рис. 6.8). Наличие кубика означает, что выбранный цвет будет искажен при публикации на электронных устройствах, поэтому под кубиком предложен альтернативный наиболее близкий к выбранному воспроизводимый цвет. Кликом на квадратике осуществляется его выбор.

Кнопка «Color Swatches» открывает библиотеку цветов с их названиями или цифрами по CMYK. Те же самые цвета вынесены на отдельную палитру (рис. 6.9).

 


Палитра Color Swatches

Рис. 6.9 – Палитра Swatches

Вид и цвет заливки объектов можно выбрать на палитре Swatches из имеющегося набора цветов. Для этого выберите окрашиваемую фигуру, сделайте активным квадрат заливки или контура в нижней части панели инструментов и кликните на нужный цвет в Swatches. Палитра позволяет сохранять не только хроматические и ахроматические цвета, но и различные виды градиентов и текстурных заливок, которые представлены в палитре квадратиками. Так называемые «глобальные цвета» имеют белый уголок справа внизу, пантоны (плашечные цвета) – белый уголок с точкой (о глобальных и плашечных цветах будет сказано дальше). Текстурные и градиентные заливки показаны миниатюрной копией соответствующего рисунка. Рассмотрим подробнее указанные виды заливки (называем образцы заливками, но они могут применяться и для окраски контуров фигур).

Помимо цветов по умолчанию, есть возможность использовать библиотеки цветов, открываемые нажатием левой нижней кнопки панели. Кроме того, можно регулировать внешний вид панели: вторая слева нижняя пиктограмма позволяет выбрать, все ли типы заливок отображать или какие-то отдельные виды: цвета, градиенты, текстуры или группы цветов. Третья слева кнопка открывает диалоговое окно, в котором можно задать или изменить название цвета активного квадрата в нижней части панели инструментов (для заливки или контура фигур) и его характеристики в выбранной цветовой модели. Аналогичным образом названия и характеристики цветов в палитре Swatches возможно редактировать в диалоговом окне, открываемом двойным кликом по квадратику с цветом, градиентом или текстурой. Следующая кнопка позволяет добавлять новую группу цветов, а вторая справа – новый образец (New Swatch). Пиктограмма с изображением корзины предназначена для удаления ненужных образцов. Если нажать на нее, появится запрос, действительно ли нужно удалить образец. Другой вариант удаления – натащить удаляемый образец на значок корзины. Третий вариант относится к удалению всех неиспользуемых цветов. Это имеет смысл делать в конце работы, когда вы уверены, что неиспользуемые цвета точно не понадобятся или если предстоит работать с ограниченным и заранее известным набором образцов. Для удаления необходимо кликнуть на треугольную стрелку в правом верхнем углу палитры и выбрать пункт «Select All Unused» (выбрать все неиспользуемые). Образцы будут выделены, затем можно их удалить любым из описанных способов. Кроме того, в меню палитры дублируются уже рассмотренные команды и есть новые, используемые реже. Через меню можно задать новый образец (Swatch) или группу цветов, продублировать, удалить, сортировать, настроить внешний вид, открыть и пересохранить библиотеки цветов и т.д.

Новый образец в палитру Swatches можно добавить несколькими способами:

1) через меню (см. выше) или двойным кликом по уже имеющемуся образцу (далее изменяя его характеристики);

2) выбрать объект, с которого будет взят образец и нажать кнопку New Swatch – внизу вторую справа;

3) простым перетаскиванием объекта на палитру с нажатой кнопкой мыши.

Помимо имеющихся образцов цвета, в палитре можно задать так называемые «глобальные цвета» (они воспринимаются программой как пантоны, или плашечные цвета, но при этом являются цветоделенными). Для этого дважды кликните на любом из имеющихся образцов цвета, в появившемся диалоговом окне поменяйте его название, выберите в окошке «Color Type» (тип цвета) «Process Color» (цветоделенный), поставьте галочку в окошке ниже – «Global» и нажмите ОК. У квадратика в палитре появился белый уголок справа внизу. Постройте несколько фигур различной формы и окрасьте их заданным глобальным цветом (как заливку, так и контур). Снимите выделение с фигур, кликнув черной стрелкой на свободном месте рабочего пространства. Затем опять дважды кликните по квадратику с этим же образцом в палитре и измените его цвет. Обратите внимание, что при этом происходит изменение цвета фигур, даже если они не выбраны.

Аналогичным образом задаются так называемые пантоны, или плашечные цвета. Это цвета, относящиеся к краскам, которые пронумерованы в соответствующей системе (существуют пантоны для печати на бумаге разных видов, на пластике, плитке и т.д.). Так, например, пантон 871 С предназначен для печати на мелованной бумаге (Coated Paper), откуда в названии появилась буква C, бронзовой краской с золотистым оттенком (ее номер в библиотеке пантонов – 871). Слово «пантон» изначально было собственным названием, но потом вследствие частого использования стало нарицательным. На экране компьютера пантоны передаются ближайшими цветами, задаваемыми в рассмотренных выше цветовых моделях, и поэтому не отражают реальный цвет краски точно.

Дизайнеры и другие специалисты по компьютерной графике для выбора пантонов пользуются так называемым «веером» (рис. 6.10), в котором на каждой страничке имеется два вертикальных столбика с цветами. Первый столбик – пантоны определенного оттенка цвета от светлого до темного, второй – ближайшие к пантонам цвета CMYK. Под каждым образцом цвета дана подпись его названия (для пантонов) и раскладка по CMYK (для цветоделенных).

 

Рис. 6.10 – Пантоны (веер и фрагмент страницы)

Пантоны задаются в том же диалоговом окне, но вместо «Process Color» (цветоделенный) нужно выбрать «Spot Color» (плашечный цвет).

Если вставить объект из другого файла с пантонами или глобальными цветами, они автоматически добавляются в палитру Swatches, а при совпадении названий программа выдает запрос – новые образцы должны заменить уже имеющиеся или к ним прибавляться.

Панель Color

Еще один вариант выбора цвета для заливки или контура объектов – через панель Color, которую мы вынесли в верхнюю правую часть экрана и сохранили в настройках рабочего пространства (рис. 6.11).

Панель позволяет задавать цвет в разных цветовых режимах, в т.ч. в серой шкале или в процентах плашечного цвета (пантона) (рис. 6.11, а).

а б

Рис. 6.11 – Палитра Color (вид с пантоном и цветоделенным красным)

Приблизительный выбор цвета осуществляется с помощью цветной горизонтальной шкалы в нижней части панели, точный – внесением нужных цифр в окошки справа (рис. 6.11, б). Слева от горизонтальной шкалы окошко позволяет убрать заливку или контур объекта (зачеркнутый квадрат), справа от шкалы находятся белый и черный (0-0-0-100 по CMYK) цвета. При подведении курсора к шкале или этим прямоугольникам он превращается в пипетку, кликом которой в нужном прямоугольнике осуществляем быстрый выбор цвета. При необходимости цвет можно задавать в других цветовых моделях. Переход к ним осуществляется через меню, открывающееся нажатием стрелки в правом верхнем углу панели.

 

Инструмент Eyedropper Tool (пипетка)

Инструмент Eyedropper Tool (пипетка) служит для копирования цвета, стилей и других характеристик объектов с уже существующих фигур или фона. Его можно активизировать на панели инструментов – кликом на пиктограмму – или нажав «I» на клавиатуре (рис. 6.12). Выберите окрашиваемую фигуру, затем инструмент «пипетка» и кликните им на фигуру, свойства которой нужно скопировать.

!!!При клике пипеткой копируется не только цвет и стиль заливки, но и все атрибуты контура (цвет, толщина линии и ее стиль). При клике на текст копируются свойства текста, о которых мы поговорим позже. Двойной клик по инструменту открывает диалоговое окно, в котором можно отменить копирование отдельных атрибутов (рис. 6.13).

 

Рис. 6.12 – Инструмент Eyedropper Tool (пипетка)


Рис. 6.13 – Диалоговое окно Eyedropper Options

Список позволяет определить, какие именно свойства объекта будут скопированы инструментом «пипетка»:

Appearance (внешний вид):

- Transparency (прозрачность).

- Focal Fill (основные свойства заливки): Color (цвет), Transparency (прозрачность)и Overprint (наложение).

- Focal Stroke (основные свойства контура): Color (цвет), Transparency (прозрачность), Overprint (наложение), Weight (толщина), Сар (окончание), Join (соединение), Miter limit (срезание углов)и Dash pattern (образец пунктира).

Character Style (стиль символа).Параметры символов шрифта.

Paragraph Style (стиль абзаца). Параметры абзаца.

Инструментом Eyedropper можно копировать цвет не только с векторных, но и с растровых изображений. В нижней части окна задаем один из вариантов:

- Point Sample (точечный образец).Копируется цвет пикселя в точке клика.

- 3×3 Average (усреднение 3×3).Копируется усредненный цвет для матрицы 3×3пикселя.

- 5×5 Average (усреднение 5×5).Усреднение цвета для матрицы 5×5 пикселей.

Клик с нажатой клавишей Shift копирует не всю сложную заливку фигуры (градиент или текстуру), а цвет в конкретной точке клика. При этом его он присваивает либо заливке, либо контуру фигуры – в зависимости от того, что их них в данный момент активно (какой из двух квадратов – заливка или контур – в нижней части панели инструментов находится на переднем плане). Клик с нажатой клавишей Alt присваивает свойства выделенной фигуры той, на которую кликаем.

Инструмент Eyedropper (пипетка) часто используется при работе, поэтому создатели программы предусмотрели возможность применения инструмента во время работы с любым другим «рисующим» инструментом – клавиша Alt.

 

Инструмент Live Paint Bucket (заливка)

Инструмент Paint Bucket («ведро краски», или заливка)(рис. 6.12, расположен под инструментом «пипетка») позволяет окрашивать части сложных контуров, например, в пределах группы. Сначала выбираем объект (инструментом Selection Tool), затем на нем с помощью инструмента Paint Bucket уточняем конур для заливки (на рис. ниже это часть голубой звезды – выделена красным), далее выбираем нужный цвет и с помощью «ведерка краски» контур заливаем (рис. 6.14).

Рис. 6.14 – Окрашивание контура при помощи инструмента Paint Bucket

Двойной клик по инструменту открывает диалоговое окно (рис. 6.15 а), в котором возможно менять настройки инструмента – применение инструмента только к заливке и/или контуру, цвет выделения зоны окрашивания, вид и опции курсора. В этом же диалоговом окне при клике на кнопку Tips (типы) появляется справка о двух возможных вариантах использования инструмента (рис. 6.15, в, г). Вариант «в» описывает случай, представленный на рис. 6.14, вариант «г» предлагает сначала выбрать и изолировать нужную область, затем в ней добавить нужные линии контуров и далее воспользоваться инструментом для окрашивания.

а б в

Рис. 6.15 – Опции и варианты использования инструмента Paint Bucket



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа с растровыми объектами | Атрибуты объекта (наложение цветов, прозрачность)


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.5 сек.