В компьютерной графике существуют понятия «цветовая модель» и «цветовое пространство». Цветовая модель – термин, обозначающий абстрактную модель описания цветов в виде набора чисел, называемых цветовыми компонентами,или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство.Таким образом, цветовая модель и цветовое пространство позволяют описывать цвет математически – с помощью формул и цифр. Следует различать понятие цветовой модели и цветового режима (Color Mode) конкретного документа. Цветовой режим документа задается при его создании (см. урок 1, рис. 1.4) или производится конвертирование из одного режима в другой в процессе работы над документом (File – Document Color Mode). В программе Adobe Illustrator возможно работать в трех цветовых моделях – RGB, CMYK и HSB. При этом в двух первых возможно создавать и конвертировать документы, а в последней – только задавать цветовые характеристики объектов в процессе работы. Более подробно о цветовых моделях будет сказано в лекции «Цвет и его представление», а также в лекциях по курсу «Цветоведение», поэтому здесь остановимся на них кратко.
Цветовая модель RGB (Red, Green, Blue – красный, зелёный, синий) – аддитивнаяцветовая модель, описывающая способ синтеза цвета с помощью названных цветных лучей. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета человеческим глазом. Аддитивной она называется потому, что цвета получаются путём добавления (от англ. addition) к черному. Изображение в данной цветовой модели состоит из трёх каналов: красного, зеленого и синего. При их смешении получаем белый цвет (рис. 6.1).
Рис. 6.1 – Цветовая модель RGB
Цветовая модель RGB используется для визуализации изображения на телевизионных экранах, компьютерных мониторах, экранах мобильных устройств и др.
Цветовая модель CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) – субтрактивная схема формирования цвета, используемая, прежде всего, в полиграфии для стандартной печати в 4 краски (голубая, пурпурная, желтая, черная). Кроме того, такая цветовая модель соответствует смешению красок при печати на принтере и при рисовании. Так, смешением голубой и желтой красок получаем оттенки зеленого цвета, смешивая пурпурный (ярко-розовый) и желтый, получаем оттенки от оранжевого до красного, смешение пурпурного с голубым дает синие и фиолетовые цвета. Наложение всех трех компонент в идеале должно давать черный (рис. 6.2), но на практике чаще получается серо-коричневый цвет. Поэтому для качественного полиграфического воспроизведения оттенков черного к триаде была добавлена четвертая краска – черная. Это обусловлено еще и требованием печати черной краской большинства текстов в книгах и прочих полиграфических изданиях.
Рис. 6.2 – Цветовая модель CMY
В названии цветовой модели CMYK фигурирует не первая буква слова Black (B), а последняя – K, поскольку В уже используется в цветовой модели RGB для обозначения синего (Blue). Поэтому было решено черный цвет назвать «ключевым», или «базовым» – Key color. CMYK по сравнению с RGB обладает меньшим цветовым охватом, т.е позволяет воспроизвести меньшее количество цветов.
Цвет в CMYK зависит не только от спектральных характеристик красок, но и их количества, характеристик бумаги и др. Таким образом, цифры CMYK являются лишь набором аппаратных данных и не определяют цвет однозначно. Исторически сложилось несколько стандартов для офсетной печати: это американский, европейский и японский стандарты для мелованной и немелованной бумаг. Именно для этих процессов разработаны стандартизованные бумаги и краски. Для них же созданы соответствующие цветовые профили, которые используются в процессах цветоделения. В настоящее время рекомендуется цветовые профили при создании документов отключать и доверить цветоделение и цветокоррекцию профессионалам. Отключить профили можно в диалоговом окне Color Settings–Color Management (настройки цвета) в пункте меню Edit (редактирование). В окошках RGB и CMYK необходимо выбрать опцию Off (рис. 6.3).
Рис. 6.3 – Диалоговое окно Color Settings
Расположение цветов RGB и CMY может быть представлено на круговой модели, называемой «цветовым кругом» (рис. 6.4).
Рис. 6.4 – Цветовой круг
HSB (Hue, Saturation, Brightness – цветовой тон, насыщенность, яркость) – цветовая модель, в которой координатами цвета являются:
Hue – цветовой тон. Варьируется в пределах 0–360°;
Saturation – насыщенность. Варьируется в пределах 0–100. Чем больше эта величина, тем «чище» цвет, поэтому этот параметр иногда называют чистотой цвета;
Brightness – яркость. Также задаётся в пределах 0–100 (рис. 6.5).
Рис. 6.5 – Цветовая модель HSB.
При работе с электронными устройствами вывода (мониторами, экранами) видимый цвет зависит не только от цветовой модели и параметров объектов, но и от характеристик самого устройства. Для программных продуктов Adobe настройка (калибровка) монитора выполняется через Панель управления с помощью утилиты Adobe Gamma (рис. 6.6), где предлагается выполнить пошаговое (Step by Step) или более сложное (Control Panel) преобразование с целью максимально точного приближения изображения на экране к печатному.
Рис. 6.6 – Утилита Adobe Gamma
Для работы с цветом в программе Adobe Illustrator предусмотрен набор инструментов и палитр: диалоговое окно Color Picker (выбора цвета), Eyedropper (пипетка), Paint Bucket (дословно «ведро краски», по смыслу переводится как «заливка»), а также палитры Color (цвет)и Swatches (образцы).
Диалоговое окно Color Picker
Для того, чтобы открыть диалоговое окно Color Picker, необходимо сначала выбрать один из двух квадратов, расположенных в нижней части панели инструментов (рис. 6.7).
Рис. 6.7 – Инструменты для выбора цвета заливки и контура на панели инструментов
Если далее будет задаваться цвет заливки объекта, следует кликнуть на верхний левый квадрат (на рис. 6.7 он белый), если цвет контура – правый нижний (на рисунке он черного цвета). Таким образом мы делаем соответствующий квадрат активным и он оказывается на переднем плане (на рис. 6.7 это цвет контура).
По умолчанию в качестве цвета заливки установлен белый, контура – черный. Чтобы восстановить это умолчание, нужно кликнуть на миниатюрную копию этих квадратов, расположенную левее и ниже, или нажать на клавиатуре D. Для того, чтобы поменять местами цвета заливки и контура, следует кликнуть на двусторонней дугообразной стрелке, расположенной чуть правее и выше квадратов. Чтобы задать один и тот же цвет заливке и контуру, достаточно перетащить с нажатой клавишей мыши выбранный цвет с квадрата заливки на квадрат контура или наоборот.
Снизу под образцами цвета заливки и контура расположены три квадратика. В левом – последний использованный цвет, в среднем — последний использованный градиент. Правый квадратик перечеркнут красной диагональю – он позволяет отменить заливку и/или контур выделенного объекта.
Двойной клик на соответствующем квадрате открывает диалоговое окно Color Picker (рис. 6.8), в котором можно задать цвет заливки или контура фигуры, работая со всеми тремя описанными выше цветовыми моделями – RGB, CMYK и HSB.
Приблизительный выбор цвета осуществляется в большом цветном квадратном поле слева. Его вид зависит от того, какая цветовая модель и ее характеристика в данный момент активна – HSB или RGB. Кликните по очереди во всех кружочках рядом с аббревиатурами цветовых моделей и обратите внимание на то, как меняется вид цветового поля и вертикальной шкалы рядом. В модели HSB мы можем по цифрам (в квадратных окошках) или «на глаз» в вертикальной шкале или цветовом поле слева задать H – цветовой тон, S – насыщенность и B – яркость цвета. Полученный цвет отобразится в прямоугольнике справа от вертикальной градиентной шкалы (предыдущий цвет – в примыкающем к нему снизу прямоугольнике).
Рис. 6.8 – Диалоговое окно Color Picker
Если выбранный цвет без искажения не воспроизводится в цветовой модели CMYK, заданной для документа, справа от прямоугольника появится предупреждение – восклицательный знак в желтом треугольнике (рис. 6.8) и квадратик под ним – в нем предлагается ближайший к выбранному воспроизводимый цвет. Если мы согласны с этим предложением – необходимо кликнуть на этот квадратик, и новый цвет будет присвоен нашему объекту при нажатии кнопки ОК.
Если необходимо выбрать цвет для публикации в Web, поставьте галочку в правом нижнем окошке «Only Web Color»: цветовое поле и вертикальная шкала справа от него станут ступенчатыми. Другой вариант – при выборе цвета обратить внимание на кубик рядом со сдвоенными прямоугольниками в верхней части окна (рис. 6.8). Наличие кубика означает, что выбранный цвет будет искажен при публикации на электронных устройствах, поэтому под кубиком предложен альтернативный наиболее близкий к выбранному воспроизводимый цвет. Кликом на квадратике осуществляется его выбор.
Кнопка «Color Swatches» открывает библиотеку цветов с их названиями или цифрами по CMYK. Те же самые цвета вынесены на отдельную палитру (рис. 6.9).
Палитра Color Swatches
Рис. 6.9 – Палитра Swatches
Вид и цвет заливки объектов можно выбрать на палитре Swatches из имеющегося набора цветов. Для этого выберите окрашиваемую фигуру, сделайте активным квадрат заливки или контура в нижней части панели инструментов и кликните на нужный цвет в Swatches. Палитра позволяет сохранять не только хроматические и ахроматические цвета, но и различные виды градиентов и текстурных заливок, которые представлены в палитре квадратиками. Так называемые «глобальные цвета» имеют белый уголок справа внизу, пантоны (плашечные цвета) – белый уголок с точкой (о глобальных и плашечных цветах будет сказано дальше). Текстурные и градиентные заливки показаны миниатюрной копией соответствующего рисунка. Рассмотрим подробнее указанные виды заливки (называем образцы заливками, но они могут применяться и для окраски контуров фигур).
Помимо цветов по умолчанию, есть возможность использовать библиотеки цветов, открываемые нажатием левой нижней кнопки панели. Кроме того, можно регулировать внешний вид панели: вторая слева нижняя пиктограмма позволяет выбрать, все ли типы заливок отображать или какие-то отдельные виды: цвета, градиенты, текстуры или группы цветов. Третья слева кнопка открывает диалоговое окно, в котором можно задать или изменить название цвета активного квадрата в нижней части панели инструментов (для заливки или контура фигур) и его характеристики в выбранной цветовой модели. Аналогичным образом названия и характеристики цветов в палитре Swatches возможно редактировать в диалоговом окне, открываемом двойным кликом по квадратику с цветом, градиентом или текстурой. Следующая кнопка позволяет добавлять новую группу цветов, а вторая справа – новый образец (New Swatch). Пиктограмма с изображением корзины предназначена для удаления ненужных образцов. Если нажать на нее, появится запрос, действительно ли нужно удалить образец. Другой вариант удаления – натащить удаляемый образец на значок корзины. Третий вариант относится к удалению всех неиспользуемых цветов. Это имеет смысл делать в конце работы, когда вы уверены, что неиспользуемые цвета точно не понадобятся или если предстоит работать с ограниченным и заранее известным набором образцов. Для удаления необходимо кликнуть на треугольную стрелку в правом верхнем углу палитры и выбрать пункт «Select All Unused» (выбрать все неиспользуемые). Образцы будут выделены, затем можно их удалить любым из описанных способов. Кроме того, в меню палитры дублируются уже рассмотренные команды и есть новые, используемые реже. Через меню можно задать новый образец (Swatch) или группу цветов, продублировать, удалить, сортировать, настроить внешний вид, открыть и пересохранить библиотеки цветов и т.д.
Новый образец в палитру Swatches можно добавить несколькими способами:
1) через меню (см. выше) или двойным кликом по уже имеющемуся образцу (далее изменяя его характеристики);
2) выбрать объект, с которого будет взят образец и нажать кнопку New Swatch – внизу вторую справа;
3) простым перетаскиванием объекта на палитру с нажатой кнопкой мыши.
Помимо имеющихся образцов цвета, в палитре можно задать так называемые «глобальные цвета» (они воспринимаются программой как пантоны, или плашечные цвета, но при этом являются цветоделенными). Для этого дважды кликните на любом из имеющихся образцов цвета, в появившемся диалоговом окне поменяйте его название, выберите в окошке «Color Type» (тип цвета) «Process Color» (цветоделенный), поставьте галочку в окошке ниже – «Global» и нажмите ОК. У квадратика в палитре появился белый уголок справа внизу. Постройте несколько фигур различной формы и окрасьте их заданным глобальным цветом (как заливку, так и контур). Снимите выделение с фигур, кликнув черной стрелкой на свободном месте рабочего пространства. Затем опять дважды кликните по квадратику с этим же образцом в палитре и измените его цвет. Обратите внимание, что при этом происходит изменение цвета фигур, даже если они не выбраны.
Аналогичным образом задаются так называемые пантоны, или плашечные цвета. Это цвета, относящиеся к краскам, которые пронумерованы в соответствующей системе (существуют пантоны для печати на бумаге разных видов, на пластике, плитке и т.д.). Так, например, пантон 871 С предназначен для печати на мелованной бумаге (Coated Paper), откуда в названии появилась буква C, бронзовой краской с золотистым оттенком (ее номер в библиотеке пантонов – 871). Слово «пантон» изначально было собственным названием, но потом вследствие частого использования стало нарицательным. На экране компьютера пантоны передаются ближайшими цветами, задаваемыми в рассмотренных выше цветовых моделях, и поэтому не отражают реальный цвет краски точно.
Дизайнеры и другие специалисты по компьютерной графике для выбора пантонов пользуются так называемым «веером» (рис. 6.10), в котором на каждой страничке имеется два вертикальных столбика с цветами. Первый столбик – пантоны определенного оттенка цвета от светлого до темного, второй – ближайшие к пантонам цвета CMYK. Под каждым образцом цвета дана подпись его названия (для пантонов) и раскладка по CMYK (для цветоделенных).
Рис. 6.10 – Пантоны (веер и фрагмент страницы)
Пантоны задаются в том же диалоговом окне, но вместо «Process Color» (цветоделенный) нужно выбрать «Spot Color» (плашечный цвет).
Если вставить объект из другого файла с пантонами или глобальными цветами, они автоматически добавляются в палитру Swatches, а при совпадении названий программа выдает запрос – новые образцы должны заменить уже имеющиеся или к ним прибавляться.
Панель Color
Еще один вариант выбора цвета для заливки или контура объектов – через панель Color, которую мы вынесли в верхнюю правую часть экрана и сохранили в настройках рабочего пространства (рис. 6.11).
Панель позволяет задавать цвет в разных цветовых режимах, в т.ч. в серой шкале или в процентах плашечного цвета (пантона) (рис. 6.11, а).
а б
Рис. 6.11 – Палитра Color (вид с пантоном и цветоделенным красным)
Приблизительный выбор цвета осуществляется с помощью цветной горизонтальной шкалы в нижней части панели, точный – внесением нужных цифр в окошки справа (рис. 6.11, б). Слева от горизонтальной шкалы окошко позволяет убрать заливку или контур объекта (зачеркнутый квадрат), справа от шкалы находятся белый и черный (0-0-0-100 по CMYK) цвета. При подведении курсора к шкале или этим прямоугольникам он превращается в пипетку, кликом которой в нужном прямоугольнике осуществляем быстрый выбор цвета. При необходимости цвет можно задавать в других цветовых моделях. Переход к ним осуществляется через меню, открывающееся нажатием стрелки в правом верхнем углу панели.
Инструмент Eyedropper Tool (пипетка)
Инструмент Eyedropper Tool (пипетка) служит для копирования цвета, стилей и других характеристик объектов с уже существующих фигур или фона. Его можно активизировать на панели инструментов – кликом на пиктограмму – или нажав «I» на клавиатуре (рис. 6.12). Выберите окрашиваемую фигуру, затем инструмент «пипетка» и кликните им на фигуру, свойства которой нужно скопировать.
!!!При клике пипеткой копируется не только цвет и стиль заливки, но и все атрибуты контура (цвет, толщина линии и ее стиль). При клике на текст копируются свойства текста, о которых мы поговорим позже. Двойной клик по инструменту открывает диалоговое окно, в котором можно отменить копирование отдельных атрибутов (рис. 6.13).
Рис. 6.12 – Инструмент Eyedropper Tool (пипетка)
Рис. 6.13 – Диалоговое окно Eyedropper Options
Список позволяет определить, какие именно свойства объекта будут скопированы инструментом «пипетка»:
• Appearance (внешний вид):
- Transparency (прозрачность).
- Focal Fill (основные свойства заливки): Color (цвет), Transparency (прозрачность)и Overprint (наложение).
Инструментом Eyedropper можно копировать цвет не только с векторных, но и с растровых изображений. В нижней части окна задаем один из вариантов:
- Point Sample (точечный образец).Копируется цвет пикселя в точке клика.
- 3×3 Average (усреднение 3×3).Копируется усредненный цвет для матрицы 3×3пикселя.
- 5×5 Average (усреднение 5×5).Усреднение цвета для матрицы 5×5 пикселей.
Клик с нажатой клавишей Shift копирует не всю сложную заливку фигуры (градиент или текстуру), а цвет в конкретной точке клика. При этом его он присваивает либо заливке, либо контуру фигуры – в зависимости от того, что их них в данный момент активно (какой из двух квадратов – заливка или контур – в нижней части панели инструментов находится на переднем плане). Клик с нажатой клавишей Alt присваивает свойства выделенной фигуры той, на которую кликаем.
Инструмент Eyedropper (пипетка) часто используется при работе, поэтому создатели программы предусмотрели возможность применения инструмента во время работы с любым другим «рисующим» инструментом – клавиша Alt.
Инструмент Live Paint Bucket (заливка)
Инструмент Paint Bucket («ведро краски», или заливка)(рис. 6.12, расположен под инструментом «пипетка») позволяет окрашивать части сложных контуров, например, в пределах группы. Сначала выбираем объект (инструментом Selection Tool), затем на нем с помощью инструмента Paint Bucket уточняем конур для заливки (на рис. ниже это часть голубой звезды – выделена красным), далее выбираем нужный цвет и с помощью «ведерка краски» контур заливаем (рис. 6.14).
Рис. 6.14 – Окрашивание контура при помощи инструмента Paint Bucket
Двойной клик по инструменту открывает диалоговое окно (рис. 6.15 а), в котором возможно менять настройки инструмента – применение инструмента только к заливке и/или контуру, цвет выделения зоны окрашивания, вид и опции курсора. В этом же диалоговом окне при клике на кнопку Tips (типы) появляется справка о двух возможных вариантах использования инструмента (рис. 6.15, в, г). Вариант «в» описывает случай, представленный на рис. 6.14, вариант «г» предлагает сначала выбрать и изолировать нужную область, затем в ней добавить нужные линии контуров и далее воспользоваться инструментом для окрашивания.
а б в
Рис. 6.15 – Опции и варианты использования инструмента Paint Bucket