Указатель – это переменная, значением которой является адрес некоторого объекта в памяти компьютера. Подобно тому, как переменная типа char имеет в качестве значения символ, а переменная типа int – целочисленное значение, переменная типа указателя имеет в качестве значения адрес ячейки оперативной памяти. Допустимые значения для переменной-указателя – множество адресов оперативной памяти компьютера. Указатель является одной из наиболее важных концепций языка C. Правильное понимание и использование указателей особенно необходимо для составления хороших программ по следующим причинам:
· указатели являются средством, при помощи которого функции могут изменять значения передаваемых в нее аргументов;
· при помощи указателей выполняется динамическое распределение памяти;
· указатели позволяют повысить эффективность программирования;
· указатели обеспечивают поддержку динамических структур данных.
Однако указатель может вызвать и ряд затруднений, например, если указатель содержит неправильное значение, программа может быть неработоспособной. Можно легко ошибиться при использовании указателей; к тому же ошибки, связанные с неправильными значениями указателей, найти очень трудно. Итак, указатель – это новый тип данных. Для него определены понятия константы, переменной, массива. Как и любую переменную, указатель необходимо объявить. Объявление указателя состоит из имени базового типа, символа * и имени переменной. Общая форма объявления указателя: тип *имя;
Тип указателя определяет тип объекта, на который указатель будет ссылаться, например,
int *p1;
Фактически указатель любого типа может ссылаться на любое место в памяти, но выполняемые над указателем операции существенно зависят от его типа. Так, если объявлен указатель типа int *, компилятор предполагает, что любой адрес, на который он ссылается, содержит переменную типа int, хотя это может быть и не так. Следовательно, объявляя указатель, необходимо убедиться в том, что его тип совместим с типом объекта, на который он будет ссылаться. Над указателями определено 5 основных операций.
§ Определение адреса указателя: &p, где p – указатель (&p – адрес ячейки, в которой находится указатель).
§ Присваивание. Указателю можно присвоить адрес переменной p=&q, где p – указатель, q – идентификатор переменной.
§ Определение значения, на которое ссылается указатель: *p (операция косвенной адресации).
§ Увеличение (уменьшение) указателя. Увеличение выполняется как с помощью операции сложения (+), так и с помощью операции инкремента (++). Уменьшение – с помощью операции вычитания (–) либо декремента (––).