Эффективность функционирования и направление развития корпораций в настоящее время зависят от их способности создавать и внедрять инновации. Определяющую роль в их развитии играют такие инструменты планирования как инновационные стратегии, нацеленные на получение прибыли от инноваций, «бережливые» методики осуществления инноваций, модели взвешенного формирования инновационного портфолио корпорации. Однако современные корпорации в России, которые имеют достаточно высокий научно- технический, производственно-технологический и кадровый потенциал, обладают значительным количеством уникальных современных технологий и образцов продукции, продолжают развиваться без надлежащего использования достижений современной науки.
На фоне устойчивого роста особенностью инновационной деятельности отечественных корпораций является крайне низкая рентабельность. Официальная статистика свидетельствует о том, что каждая вторая корпорация, если не убыточна, то низкоприбыльна. Представляется, что объяснение этому факту кроется в несовершенном и недостаточном по объему механизме обеспечения инновационной деятельности отечественных корпоративных структур. Причем имеется в виду не только финансовое, но и научно-техническое, организационное, маркетинговое обеспечение. Не последнюю роль в столь неприглядном состоянии сыграло негативное, статичное воплощение соответствующей политики государства. А ведь именно инвестиции позволяют экономическим субъектам реализовать свой инновационный потенциал, без чего в современной конкурентной экономике выжить невозможно.
Выделим ряд проблем, тормозящих и ограничивающих нормальное обеспечение сбалансированного инновационно-ориентированного развития современных корпораций в России:
- во-первых, существует проблема оптимального сочетания инноваций с разной степенью направленности и ориентированности, поскольку вероятность возврата инвестиций входит в противоречие с их потенциальным объемом; - во-вторых, имеет место проблема достижения сбалансированного инвестирования всех основных направлений создания инновационной продукции, начиная от маркетингового анализа и заканчивая регистрацией авторских прав на инновационную продукцию корпорацией; - в-третьих, нерешенными являются вопросы запаса инвестиционных возможностей, поскольку для материализации инноваций необходим определенный объем инвестиций, который при обнаружении новых фактов и дополнительных эффектов может как увеличиваться, так и уменьшаться
Принимая во внимание обстоятельства, сложившиеся в России, представляется, что инновационную деятельность в отечественных корпорациях можно активизировать путем привлечения инвестиционных ресурсов из источников, доступных корпоративным образованиям, в отличие от предприятий других организационно-правовых форм собственности, в частности, к их числу относятся инструменты фондового рынка. Следует отметить, что направленность финансовых инвестиций все больше ориентируется на фондовые инструменты, удельный вес которых на сегодняшний день составляет до 80% общего объема финансовых инвестиций предприятий в РФ . Инвестиционные ресурсы корпоративного сектора преимущественно аккумулируются и перераспределяются на рынке ценных бумаг – неотъемлемой составляющей самого сектора. Поэтому актуальным становится вопрос привлечения финансовых ресурсов через соответствующие инвестиционные инструменты, которые есть в распоряжении отечественных корпораций. Главная проблема, которая требует решения, – это усиление инвестиционной направленности рынка ценных бумаг, ориентация его участников на привлечение капитала и обеспечение при этом корпоративных интересов собственников или кредиторов.
Наиболее действенным способом стимулирования инновационной активности корпораций будет являться включение разработчиков новшеств в корпоративные объединения либо в виде юридически самостоятельных инновационных единиц, либо в виде подразделений одной из компаний- участниц финансово-промышленной или холдинговой группы.
Вывод:инновационная деятельность пока не стала реальным приоритетом современных корпораций в России по причине несовершенного организационно- экономического механизма обеспечения разработки и внедрения инновационных проектов. Инновационный путь развития корпоративного сектора должен рассматриваться и государством, и самими его участниками не только в технократическом плане, но и как общественно-политический и социально- экономический процесс.