Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако может применяться также к предприятиям любой организационно-правовой формы. Дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Целями организации в области дивидендной политики должны быть:
· признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности организации;
· повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли.
Спрос на акции определяется в первую очередь той дивидендной политикой, которую проводит акционерная компания. Дивиденд на акцию сигнализирует, как работает компания, получает ли она прибыль. Однако, перед руководителем акционерного общества всегда стоит проблема: отдать всю прибыль на дивиденды или реинвестировать ее в дальнейшее развитие фирмы.
Все компании решают эти вопросы по-разному, исходя многих воздействующих на неё факторов.
Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полугодие или раз в год. Выплату дивидендов можно представить в виде определённого алгоритма:
1. Дата объявления размера дивиденда.
2. Экс-дивидендная дата. До этой даты можно купить дополнительные акции.
3. Дата переписи. Составляются списки акционеров, имеющих право на получение дивидендов.
4. Дата выплат. Либо рассылка чеков, либо выплата наличными в банке.
По Российскому законодательству порядок выплаты дивидендов оговаривается при выпуске ценных бумаг и излагается на обратной стороне акции или сертификата акций.
Основными этапами формирования дивидендной политики акционерных обществ являются:
· оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
· выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;
· разработка механизма распределения прибыли;
· определение уровня дивидендов на одну акцию (показатель дивидендного выхода);
Другими факторами, определяющими практическое проведение дивидендной политики, являются:
· правовое регулирование дивидендных выплат;
· обеспечение достаточного размера средств для расширения производства;
· поддержание достаточного уровня ликвидности;
· сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;
· соблюдение интересов акционеров;
· информационное значение дивидендных выплат.
Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный» (подразделяется на: остаточная политика дивидендных выплат; политика стабильного размера дивидендных выплат), «умеренный» («компромиссный») (выделяют: политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды) и «агрессивный» (выделяют: политика стабильного уровня дивидендов; политика постоянного возрастания размера дивидендов). Не всегда у компании получается заплатить своим акционерам деньгами. Поэтому фирмы ищут альтернативные способы выплаты дивидендов. Так, дивидендная политика допускает выплату ценными бумагами. При желании инвесторы могут продать эти ценные бумаги, а могут воспользоваться ими в своих целях. У компании в данном случае можно насчитать множество различных преимуществ. Прежде всего, увеличивается количество ценных бумаг, улучшается их ликвидность, тем более что в принципе акционерные дивиденды имеют такую же ценность, как и денежные выплаты. Может также применяться дивидендная политика дробления акций. Она лишь дополняет денежные выплаты, когда у компании не хватает средств выплатить всю сумму, или совет решает оставить некоторую часть капитала на дальнейшие расходы. Само дробление подразумевает увеличение количества акций у каждого инвестора при уменьшении стоимости каждой бумаги. Такая политика используется, когда акции компании слишком вырастают в цене, и нужно улучшить их ликвидность.
Таким образом, сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли отвлекаемой из оборота, т.е. выплачиваемой в виде дивиденда, и долей, которая направляется на расширение бизнеса.