Основными предпосылками вхождения банков в состав ФПГ являются:
* возможность инвариантной государственной поддержки как самих банков-участников ФПГ, так и всей группы в целом (государственная поддержка банков, входящих в ФПГ);
* постепенное истощение потенциала чисто финансовых и торгово-посреднических операций наряду с ростом возможности получения прибыли от производства подталкивает крупные финансовые структуры к диверсификации своей деятельности;
* международный опыт развитых стран показывает, что следующим этапом после первичного накопления капитала является процесс интеграции финансового и промышленного капитала;
* финансирование крупных инвестиционных проектов возможно лишь под существенные гарантии, одной из которых являются крупные размеры материальных основ и оборотных фондов, контролируемых участниками ФПГ;
* более высокая финансовая, технологическая, организационная устойчивость ФПГ по сравнению с отдельными предприятиями гарантирует более высокую вероятность эффективной окупаемости инвестиций;
* осуществление прав собственника головной корпорацией ФПГ позволяет осуществлять контроль и управление всей структурой со стороны банковских структур, входящих в ФПГ;
* возможность получить в качестве клиентов участников группы с крупным финансовым оборотом;
* перспективы для развития проектного финансирования.
Основными условиями участия банков в процессе формирования ФПГ являются:
* непосредственное участие специалистов банка в разработке концепции и подготовке проектов нормативных актов по формированию ФПГ;
* активное взаимодействие представителей банка и центральной корпорации формируемой ФПГ с руководителями предприятий, включаемых в ее состав;
* организация в рамках ФПГ полного цикла расширенного воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры;
* закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ;
* формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций корпорации и входящих в нее предприятий;
* непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов создания ФПГ и инвестиционных программ;
* непосредственное участие специалистов банка в проектировании и внедрении системы управления ФПГ.
На участие банков имеются следующие ограничения:
* при формировании ФПГ не допускается владение входящим в группу кредитно-финансовым учреждением более чем 10% акций;
* банки не могут выступать покупателями долей участия приватизируемых предприятий, иметь в собственности более 10% акций, иметь в составе своих активов более 5% акций;
* банки не могут входить в финансово-промышленную группу собственными акциями в том случае, если ФПГ создается в добровольном порядке через учреждение АООТ;
* не могут участвовать в ФПГ холдинги, в структуре капитала которых материальные активы составляют менее 50%.
На банки, входящие в ФПГ, возлагаются следующие функции:
* инвестирование проектов и текущей деятельности предприятий ФПГ;
* финансовый контроль и финансовое обслуживание предприятий группы;
* управление (маркетинг, аудит, планирование и т. д.) предприятиями группы;
* управление ценными бумагами предприятий и ФПГ в целом;
* осуществление операций на фондовом рынке в интересах группы.
Кроме того, банки должны содействовать в привлечении, размещении и управлении внешних по отношению к ФПГ кредитов.
9. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
По технологическому признаку и характеру производственных связей: горизонтально интегрированные группы (группы, которые производят одну и ту же продукцию), вертикально интегрированные группы (объединения, в которых предприятия-участники выпускают один вид изделия) и диверсифицированные образования (конгломераты) (группы, в состав которых включены несколько не связанных между собой производств).
В условиях территориальной разбросанности страны приходится говорить о делении групп по территориальному признаку на: региональные группы (диверсифицированные объединения технологически связанных промышленных предприятий), межрегиональные (ФПГ, в рамках которых взаимодействуют предприятия различных регионов, взаимосвязанные между собой производственной кооперацией), транснациональные или международные финансово-промышленные группы.
- По признаку легитимности функционирования, действуют формальные (официально зарегистрированные) и неформальные группы, не имеющие официального статуса.
По способу создания разделяют ФПГ сформированные по решению органов власти (федеральных, муниципальных, на основе межправительственных соглашений) или сформированные в инициативном порядке.
- По инициатору формирования – банковские (ФПГ, созданные вокруг крупных банков), промышленные (характеризующиеся финансовой мощью, масштабами и разветвленностью промышленного компонента) или торговые (основной сфера - торговля).
- По организационному строению существуют "мягкие" (консорциум, ассоциация, союз), “мягкие” формы позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности, или "жесткие" (холдинги, концерны, тресты), имеющие ряд «жестких» ограничений).
- По организационно-правовой структуре различают: во-первых, ФПГ, где координирующим центром является финансово-кредитный институт (в российской практике чаще всего банк), во-вторых, ФПГ, где центральным звеном является головная компания, в-третьих, ФПГ, где объединение капитала идет путем сознания единой акционерной компании.
- По отраслевому признаку выделяют ФПГ в химической, нефтехимической промышленности, в строительстве, в производстве сельскохозяйственной продукции, в черной и цветной металлургии, в автомобилестроении, в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в приборостроении и радиоэлектронике и т.д..
- По экспортной направленности – ФПГ с участием и без участия иностранных партнеров.
В зависимости от величины группового оборота ФПГ подразделяются на крупные (с товарооборотом более 1000 млн. дол.), средние (с товарооборотом от 100 до 1000 млн. дол.), малые ФПГ (с товарооборотом менее 100 млн. дол.).
В качестве участников финансово-промышленной группы выступают юридические лица, полностью или частично объединившие свои активы и осуществляющие совместную деятельность в составе ФПГ на договорной основе.
По происхождению капитала различают: во-первых, бывшие отраслевые министерства (ведомства) или крупные гособъединения, которые возникли как единые акционерные общества и создали собственные банки; во-вторых, промышленные предприятия, стремящиеся восстановить или сохранить старые хозяйственные связи, обеспечить нормальное снабжение, поэтому создающие холдинговые компании с присутствием кредитно-финансового института, в-третьих, крупные банки, не ограничиваясь кредитно-финансовыми операциями, сами выступали инициаторами создания групп, объединяя бывшие госструктуры и частные компании.