Организации розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития предприятия в условиях конкуренции.
Розничная торговля – ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.
Виды:
1. Магазины-склады. Работают на вещевых, продуктовых и смешанных рынках. Они обслуживают население среднедушевой доход которых низок.
2. Уличные рынки. Примитивно оснащены, имеют минимальные расходы на аренду торговых площадей.
3. Универмаги, расположенные не в центре торговых зон.
4. Продовольственные и непродовольственные магазины.
5. Специализированные магазины.
6. Минимаркеты.
7. Крупные универмаги.
8. Магазины, находящиеся, главным образом, в центре и торгующие высококачественными товарами.
9. Супермаркеты.
В условиях становления рыночной экономики, обострений конкуренции появились новые подходы к развитию розничной торговли и ее предприятий. Концепция развития розничной торговли включает следующее:
1. создание в торговле различных ОПФ собственности;
2. все предприятия торговли должны осуществлять поддержку отечественных товаропроизводителей;
3. должна быть развита сеть магазинов с ориентацией на конкретные типы покупателей;
4. развитие специализированных магазинов;
5. уделить внимание развитию розничной торговли на селе;
основное внимание уделить корпоративному управлению торговым предприятием, обеспечить согласие интересов собственников, коллективов и наемных работников.
Организации общественного питания: понятие, виды, классификация, номенклатура услуг, общие требования к ним. Направления формирования инфраструктуры общественного питания в условиях конкуренции.
Предприятия общественного питания:
1. По торгово-производственному признаку:
заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов);
доготовочные (имеющие свою кухню);
раздаточные (столовые без кухни);
смешанные (фабрики-кухни).
2. По видам предоставляемых услуг:
предприятия, производящие и реализующие продукты для непосредственного потребления;
предприятия, имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, кафе, бары).
3. По качеству предоставляемых услуг:
рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого класса), обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;
общедоступные предприятия, удовлетворяющие потребности широких слоев населения и готовой кулинарной продукцией в течение всего дня (столовые, закусочные, пирожковые);
столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях.
Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики.
Чтобы преодолеть негативные последствия реформирования этой системы необходимо в масштабах региона проводить работу по восстановлению многообразий общественного питания, которое отвечало требованиям стабилизации рыночных отношении.
Основные направления развития системы общественного питания:
1. Приоритетное развитие общедоступной сети для различных групп потребителей.
2. Восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий (для работников, студентов, школьников).
3. Развитие сети предприятий общественного питания, опирающиеся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющие ее по заказам потребителей (на дом, в офис).
4. Массовое развитие сети общественного питания в зонах гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, аэропортов, на вокзалах.
Организации оптовой торговли: понятие, функции, организационные формы оптовой торговли. Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направления развития в рыночной экономике.
Основой формирования оптовой торговли в современных условиях является ориентация ее на двухуровневую систему организации оптовой торговли.
Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение типового и видового разнообразия оптовой организации.
2 основных типа:
1. Крупные оптовые структуры общенационального (федерального) масштаба (оптовые предприятия первого уровня).
2. Оптовые предприятия регионального масштаба (оптовые предприятия второго уровня).
Оптовые предприятия первого уровня осуществляют широкие закупки товаров (у отечественных товаропроизводителей и за рубежом) в крупных объемах и должны обеспечить потребности федерального масштаба.
Оптовые структуры второго уровня. Они должны обеспечивать товарами народного потребления региональные потребности. Закупают товары у товаропроизводителей на данной территории, закупают товары в других регионах и у оптовых организаций первого типа.
Функции оптовой торговли:
1. По отношению к своим потребителям:
1.1 оценка потребностей в товарах и всего спроса;
1.2 организация продвижения товаров от производителей в сферу оптовой торговли;
1.3 преобразование промышленного ассортимента в торговый;
1.4 формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов;
1.5 кредитование и информационное обслуживание своих покупателей.
2. По отношению к поставщикам товаров:
2.1 осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей товаров, чтобы сориентировать покупателей и выпуск необходимых им товаров;
2.2 использование процесса перехода прав собственности на товар;
2.3 создание современной инфраструктуры, как условие повышения эффективности товародвижения;
2.4 осуществление мер по поддержке отечественных товаропроизводителей;
2.5 минимизация коммерческого риска.
Оптовые торговые системы:
1. Сбытовые подразделения местных промышленных предприятий.