Несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта, анонимно участвуют в конкурсе предложения (тендере). Тендер (письменное заявление цены фирмой, в запечатанном конверте) вскрывается тендерной комиссией в момент проведения торгов. Заявитель (при назначении своей цены) исходит прежде всего из цен, которые будут предложены конкурентами. Выигрывает (цена предложения продавца, объявившего тендер, - максимальную прибыль). В странах с развитой рыночной экономикой данный метод определения цен используется при размещении государственных заказов и подрядов.
Конкурентное предложение цены часто используется для больших проектов, выигрыш, потеря могут серьезно влиять на финансовое положение, выживание в рыночных условиях.
Предложение цены (издержки, чувствительность цены и конкуренция, остаются неопределенными).
Количественный анализ не приносит новых данных для решения проблемы конкурентных заявок, но может проверить смысл имеющейся информации. Обоснование заявки связано с выбором цены (максимальная величина выигрыша)
Выигрыш - Еi = Bi * Пi ,
где Еi (выигрыш при заказе по торгам на i-й объем поставок);
Bi ( получение заказа объемом i при различных уровнях цены);
Пi - выигрыш (прибыль), при различных уровнях цены.
Оценка вероятностей осуществляется различными вариантами в зависимости от имеющейся информации:
о круге участников прошлых торгов;
об уровнях цен, прошедшего времени, прошлых участников;
об уровнях цен, заключенных контрактов с победителями торгов.
Большее количество участников в тендере, большее снижение цены, для выигрыша по торгам.
Информация о соотношениях, сложившихся в прошлых торгах (цены победителей и ценами на продукцию открытого рынка при проведении торгов).
В острой конкурентной борьбе многие победители торгов в реальности несут убытки, в этом состоит так называемое проклятье победителей, вероятно победившая фирма недооценила затраты, нежели переоценила, ожидаемая доходность заказа, намного ниже, чем, ожидаемая до победы. Необходимо добавить врасчеты дополнительный риск, недооценку своих издержек при выигрыше сделки.
Аукционные торги (способ международной и национальной торговли, участники которой специализируются на сбыте реально существующих в момент заключения сделки товаров), продают отсортированные по качеству партии товара (лоты), выбирается образец, и лоту присваивается номер (международная практика, пушнина, антиквариат, предметы искусства, цветы, чай), составляется каталог и рассылается потенциальным покупателям, присутствующим на аукционе.
Аукционы влияют на процесс ценообразования:
аукционы проводятся в установленное время;
покупатель осматривает товар перед проведением аукциона;
начальная цена (максимально возможный уровень);
торги на аукционе (с повышением цен, с понижением цен (голландский аукцион);
с повышением цен (минимальная разовая надбавка (0,01-0,025%);
с понижением цен ( понижает цену на определенный процент);
в аукционе принимает участие множество покупателей;
цена отражает колебания спроса и предложения;
от искусства аукциониста вести торг зависит цена;
цена выше рыночной цены аналогичного товара;
цена аукциона (не основа для цен по другим контрактам);
продаваемый на аукционе товар, обычно уникален.(3.1, 2.1, 2.3)