Коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары (услуги) (спроса на них в силу технологических особенностей производства удовлетворяется эффективно при отсутствии конкуренции) и товары с устойчивым спросом при значительном изменении цены (невозможность полной замены) относятк естественным монополиям
К ним относятся:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
производство электроэнергии и теплоэнергии и услуги по их передаче;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов морских, речных портов иаэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Актуальной задачей руководства нашей страны - повышение эффективности государственного регулирования цен, естественных монополий. Наиболее эффективную организацию экономики представляет конкурентный рынок, но из-за наличия большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция затруднена, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, для этих отраслей характерна высокая степень монополизации.
Указ Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» № 220 от 28.02.1995 г. ;
федеральный закон РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (в ред. от 26.03.2003 г.) ;
Постановление Правительства РФ «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» № 140 от 12.02.1996 г. (в ред. от 08.08.2003 г.).-Основные законодательные акты в части регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий.
Государственное регулирование цен продукции естественных монополий, основные задачи:
баланс интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
структура тарифов, эффективное отнесение издержек на тарифы для различных типов потребителей;
стимулирование предприятий естественных монополий на сокращение издержек и излишней занятости, улучшение качества обслуживания, повышение эффективности инвестиций и т. д.;
ценовые механизмы регулирования для проведения макроэкономической политики с целью стабилизации;
развитие экономики в регионах.
С помощью тарифов электрической и тепловой энергии решаются, региональные проблемы:
дифференциация тарифов илиих выравнивание по субъектам РФ, обеспечение равномерного их развития;
режимамы энерго- и теплопотребления, управление ими;
незапланированное(заранее) снижение спроса на энергию для стабилизации экономического положения энергообъектов, их объединении;
регулирование экономической активности отдельных потребителей или их групп, стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию.
Методы, государственнго регулирования цен (тарифов) продукции (услуг) предприятий, стественных монополистов:
фиксирование цен и тарифов;
определение предельного уровня цен и надбавок, наценок (коэффициент изменения цен);
предельный уровень рентабельности, торговых надбавок;
декларирование цен и тарифов (органы ценообразования), для формирования свободных цен и тарифов.
На основе анализа деятельности конкретного субъекта, стимулирования повышения качества производимых товаров, удовлетворение, оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки производства продукции, применяются методы регулирования деятельности естественных монополий.
Федеральная антимонопольная служба (ФЛС) осуществляет контроль и регулирование деятельности естественных монополий. Субъекты естественных монополий за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии штрафуются; сумма излишне полученной выручки изымается в бюджет; убытки, потребителя в результате завышения цен, возмещаются ему; повторное нарушение - штраф берется в двойном размере. (1.2, 1.3, 2.4)