Мировое антимонопольное законодательство, нормативно-правовые акты России по поддержке конкуренции и ограничению монополизма направлены на регулирование цен на продукцию монополистов. (1.3)
Ст.8 конституции Российской Федерации, гарантирует государственную поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности. Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22.03.1991 г. (изменявшийся идополнявшийся), является антимонопольным. (1.6)
Доминирующее положение— дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, затруднять доступ на рынок другим (исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке).
Монополистическая деятельностьэто, противоречащие антимонополистическому законодательству действия (бездействие),органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, недопускающие конкуренцию.
Цена товара, хозяйствующего субъекта, (доминирующее положение на рынке), монопольно высокая цена - цель компенсация необоснованных затрат, (недоиспользованием производственных мощностей), получение дополнительной прибыли при снижении качества товара.
Цена товара хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в качестве покупателя, монопольно низкая цена устанавливается для получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца.
Запрещаются достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов при совокупной доле на рынке определенного товара более 35%, направленные на установление (поддержание) цен (тарифов), раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков), скидок, надбавок, нацепок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; не допускается недобросовестная конкуренция, распространение ложных сведении, наносящих ущерб деловой репутации; введение потребителя в заблуждение о характере, способе и месте изготовления, потребительских свойствах, качестве товара, некорректная рекламная деятельность, самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара.
Нарушение федерального закона вынуждает должностные лица, в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета (его территориального управления) прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор; возместить причиненные убытки; уплатить штраф. Виновные несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.