Затратные методы ценообразования самые распространенные. Популярность этой группы методов объясняется тем, что российская экономика долгое время находилась в условиях планового регулирования, без учета спроса, в их основе лежит калькуляция издержек производства и сбыта продукции, цена, имеет обоснование, которое трудно оспорить. Именно эта обоснованность составляет один из существенных недостатков затратного подхода, поскольку лишает процесс ценообразования и сами цены необходимости мобильности, не позволяет мгновенно реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
Сфера применения их ограничена, они служат для начальной, базовой цены товара, выхода на рынок, выпуск на предприятии, для установления окончательной цены нужны знания конъюнктуры рынка.
Затратный метод, цена «издержки плюс прибыль».
Затратный метод с учетом полных (или средних) издержек на производство продукции основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Главное достоинство метода максимальная полнота включения издержек в цену продукции (суммирование совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить), его простота и удобство. Это связано с тем, что у производителя всегда имеются данные о собственных затратах. Ключевой недостаток связан с методом отнесения постоянных издержек на себестоимость продукции, в основе этого расчета лежат разные способы:
постоянные издержки могут относиться на себестоимость пропорционально переменным издержкам, пропорционально затратам сырья, труда и т.п.
Кроме этого к недостаткам относят:
не принимаются во внимание спрос на товар и конкуренция на рынке (товар при данной цене не будет пользоваться спросом);
любой метод отнесения на себестоимость постоянных накладных расходов (расходы по управлению предприятием кроме расходов для производства), является условным.
Метод прямых (предельных) затрат
Метод основан на учете только таких затрат, которые непосредственно относятся на производство данного вида продукции, базируется на установлении цены путем добавления к переменным затратам прибыли. Постоянные расходы (расходы предприятия в целом, без конкретики по отдельным товарам), а возмещаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции, эта разница называется «добавленной» или «маржинальной» прибылью. Правильный подход определяет предел переменных (прямых) издержек ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. Истинная функция издержек в установлении нижнего предела для первоначальной цены на товар, а ценность этого товара для потребителя определяет высший предел цены на него.
Продажа товара по цене (этого метода) эффективна на стадии насыщения (отсутствует рост продаж), предприятие стремится сохранить объем сбыта на определенном уровне.
Метод расчета цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Предприятие стремится устанавливать такую цену на свой товар, которая обеспечит желаемый объем прибыли, точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат это точка безубыточности. В этой точке объем прибыли равен нулю. К недостатку метода анализа безубыточности следует отнести отсутствие учета взаимосвязи цены товара и фактического спроса.
Метод установления цены на основе анализа рентабельности инвестиций.
Оценка полных затрат при различных программах производства товара, определение объема выпуска, при реализации которого по определенной цене, окупаются капиталовложения. К издержкам производства добавлен процент дохода на инвестированный капитал.
Метод структурной аналогии.
При установлении цены нового товара определяют структурную формулу цены по его аналогу, используя фактические или статистические данные (доля основных элементов в цене, себестоимости аналогичного товара). При определении (новый товар) одного из элементов цены (материальные затраты, нормы расхода), перенося структуру аналога на новый товар, можно рассчитать ориентировочную цену.
Затратные методы при установлении цен на:
принципиально новую продукцию (невозможность сопоставить с выпускаемой продукцией, не известна величина спроса;
продукцию, по разовым заказам с индивидуальными особенностями производства (строительные, проектные работы, опытные образцы);
товары и услуги, спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости).(2.1, 2.3)