Ценовая дискриминациякогда одна и та же продукция (производитель один и затраты одинаковы), реализуется различным покупателям по разным ценам.
Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:
производитель должен обладать монопольной властью на рынке товара или услуги; (1.3)
покупатели или их группы должны легко идентифицироваться и отличаться уровнем прямой эластичности спроса по цене;
товар или услуга (ценовой дискриминации), не перепродается.
Политика ценовой дискриминации увеличивает выигрыш покупателя, уровень цены, учитывает воспринимаемую им ценность товара. Категория покупателей принимающая ценность этой продукции как меньшую, приобретенную по низкой цене,максимизирует полезность товара, ценовая дискриминация сглаживает различия в реальных доходах потребителей. Устанавливая различные цены для разных групп покупателей, фирмы увеличивают объем продаж (при ценовой дискриминации выпуск выше, чем при чистой монополии), захватывают большую часть рынка и увеличивают прибыль. Ценовая дискриминация целесообразна, когда затраты на ее проведение не превышают дополнительный производителя, конкуренты лишены возможности предлагать потребителям товар по более высокой цене, совершить покупку по более низкой. Ценовая дискриминация должна производиться по допустимым законом рамкам ине вызывать негативной общественной реакции.
Самые благоприятные условия дискриминационной ценовой политики в сфере услуг (конкретный потребитель, перепродажа невозможна).
Совершенная ценовая дискриминация,выражается в установлении на единицу однородного товара индивидуальную цену, равную цене ее спроса (резервированная цена покупателя).
Такая ценовая политика в чистом виде трудно осуществима, так как не известна резервированная цена каждого покупателя, но покупатель не озвучит ее уровень (интерес занизить ее величину). Приближение к ней возможно (индивидуальное производство), когда каждая единица продукции или услуг производится по заказу конкретного потребителя, назначается несколько различных цен на основе расчета резервированных цен своих покупателей, возможность клиента поддаются оценке. Диапазон цен может быть достаточно широк, объем производства равен объему производства на рынке совершенной конкуренции.
Ценовая дискриминация второй степени-разные цены на определенные партии товаров, соответствующие одной функции спроса. в форме различного рода скидок ( чем больше объем партии, тем ниже цена единицы товара относительно партии). Монополист увеличивает объем реализованной продукции, а потребитель экономит при увеличении разового объема покупки.
Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка для дифференциации покупателей по группам с различными функциями спроса и последующим установлением групповых цен). Для сегментирования покупателей по ценовой эластичности (чем выше эластичность, тем относительно ниже может быть цена, и наоборот). Сегментация проводится по полу, возрасту, доходу, социальному статусу. (в РФ различный уровень цен на билеты в музеи — для граждан России и для иностранцев).
Для повышения эффективности сегментирования потребителей группируют по уровню воспринимаемой ценности товара:
- покупатели, чувствительные к цене и меняющие поставщиков;
- покупатели, чувствительные к качеству товара и обслуживания;
- покупатели, ориентированные на создание длительных отношений и устанавливающих долгосрочные партнерских отношений, повышающих качество товара и сервиса.
С повышением интенсивности конкуренции и широким применением информационных технологий ценовая дискриминация получает все большее распространение. (2.2)