Закон спроса определяет то, что потребители приобретают больше товара по низкой цене, чем по высокой.
Потребительское предпочтение базируется на индивидуальных предпочтениях о качестве и свойствах товаров и услуг.
Потребитель из двух наборов, А и В, может предпочесть А вместо В или В вместо А либо будет одинаково удовлетворен обоими, потребитель может измерить интенсивность своих предпочтений а может удовлетвориться лучшим вариантом.
Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочтет набор А набору С это означает транзитивность и также подразумевает, что если потребитель не делает различия между наборами А и В и между В и С, то тогда он не должен делать различия между А и С.
Предпочтения можно представить графически (кривые безразличия — геометрическое место точек).
Каждая точка представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать.
Рыночный спрос исходит из покупательной способности конкретного покупателя, приобретение различных благ в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение. Предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора, поведение считается рациональным.
Термин «полезность» (U — utility) обозначает удовлетворение от потребления для каждого индивида, чтоб его использовать потребитель должен быть в состоянии сравнивать, сопоставлять или соизмерять полезность, получаемую от потребления товаров или их наборов.
Количественный подход к анализу полезности и спроса был предложен в XIX в. У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом. (1.4)
Количественный подход основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах — ютилах.
Различают общую и предельную полезность.
Общая полезность (TU) — удовлетворение, которое получает индивид от потребления товаров или услуг в данном объеме.
Функция полезности имеет вид
TU=f(QA, QB ,...,Qz ),
где QA,QB, Qz — объемы потребления благ A, B,Z.
В качестве альтернативы количественной теории появилась порядковая теория, разработанная Ф. Эджуортом, В. Парето и И. Фишером. В 30-х гг. XX в. после работР. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму ипоныне остается наиболее распространенной.
В этой теории понятие «полезность» означает «порядок предпочтения». Набор А предпочтительнее набора В, А обладает большей полезностью, нежели набор В. Вопрос о соотношении уровней полезности наборов приэтом не ставится. Порядковый подход базируется на следующих аксиомах.
Потребитель может решить, что набор А > набора В (набор А предпочтительнее набора В), либо В > А, либо А ~ В (наборы А и В равноценны).
Транзитивности: если А > В > С или А >В ~ С, то А> С. Ненасыщения:если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного изних больше, чем набор В, то А > В.
Независимости потребителя: удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ ине зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.
Нормой замещения блага Y благом X является количество блага Y необходимое для удовлетворения потребителя, уровень потребления неизменен, предельная норм MRS xy
MRSxy = - dY / dX; U- const
Если потребитель при выборе другого набора желает остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от добавленного Qxдолжен быть равен потере полезности от изъятого Qy.
Предельная норма замещения может принимать различные значения. При выпуклости кривой безразличия к началу координат предельная норма замены по мере замещения одного блага другим убывает. Наиболее общая и распространенная ситуация при вогнутом характере кривых безразличия, условие уменьшающейся предельной нормы замены не всегда соблюдается.
Жестко взаимодополняющие друг друга MRSxy= 0 и, когда потребитель не допускает даже бесконечно малое количество товара в пользу другого.
MRS = const, оба товара воспринимаются потребителем как один ( совершенно взаимозаменяемых ), кривые безразличия отражают систему предпочтений индивидуума, при учете ограниченности дохода (бюджетное ограничение).
Количество благ при данных ценах и доходе:
I = Px X+PyY,
где I — денежный доход потребителя; Px u Py — цены товаров X и Y. Бюджетная линия—геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой набор из двух товаров, причем затраты на покупку всех возможных наборов равны между собой и ограничены доходом потребителя.
Соответствующие точкам товары на бюджетной лилии, стоят одинаково, точки ниже бюджетной линии представляют более дешевые товары, точки, расположенным выше бюджетной линии, будут представлять товары для потребителя не доступные.
Поскольку наклон (тангенс угла наклона) бюджетной линии определяется соотношением цен товаров X и Y, то эта линия получила второе название - линия цен.
Изменения в ценах и доходе вызовут сдвиг бюджетной линии. Повышение дохода – покупка ранее недоступных товаров, бюджетная линия сдвинется дальше от начала координат, ее наклон не изменится. Уменьшение дохода параллельно сместит бюджетную линию ближе к началу координат.
Изменение цены на один из товаров при фиксированном доходе ведет к изменению угла наклона бюджетной линии (поворот бюджетной линии), изменение соотношения цен.
При существующих бюджетных ограничениях потребители выбирают оптимальный набор потребительских благ и услуг.
Кривая спроса обладает двумя важными свойствами: уровень получаемой полезности меняется при движении вдоль линии спроса (снижение цены - возрастает общая полезность от потребления блага); в каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует получаемую полезность (каждая точка соответствует оптимуму потребителя). (2.3)
Снижение цены на товары ведет к росту действительной покупательной способности у потребителей (то же количество товаров за меньшее количество денег), само потребление возрастает увеличивая количество товара, который подешевел, и уменьшая относительно дорогие. Процессы происходят одновременно, неотделимо один от другого. Первый процесс -эффекта дохода, а второй — эффекта замены.
Эффект дохода — изменение объема спроса (реальный доход, неизменные относительные цены). Это обусловлено наличием нового уровня полезности, доступного потребителю при изменении реального дохода.
Эффект замены — изменение объема спроса (изменение относительной цены товара при неизменном реальном доходе). Он обеспечивается при неизменном уровне полезности. Эти два эффекта имеет важное значение для управленческих решений.