Доминирующее положение предприятия, является признаком монополии, позволяющее ему одному или вместе с другими предприятиями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара, управлять процессом ценообразования, добиваясь более выгодных цен, и получать более высокие (монопольные) прибыли,
Рыночная власть монополиста, позволяет ему извлечь максимум преимуществ из рыночной ситуации и выбрать уровень цены с учетом ограниченности спроса.
Равенствопредельной выручки и предельных затрат (MR = MC)
Максимум прибыли достигается, когда MR = МС, можно вывести зависимость между ценой и предельными затратами (формула «большого пальца» для ценообразования):
Р = МС/1 + 1/е,
где е — коэффициент прямой эластичности спроса по цене, максимизация прибыли монополиста допускает выводы:
монопольная цена находится там, где ценовая эластичность больше 1, монополист всегда будет производить менее половины объема (половине необходимого спроса соответствует единичная эластичность). Чем больше эластичность спроса, тем монопольные цены над предельными издержками больше. Монопольная цена тем выше, чем выше предельные издержки. (2.3)
В условиях монополии цена будет всегда выше, а объем производства ниже, чем в условиях конкурентного рынка, но монополист должен ориентироваться на имеющийся спрос, не будут покупать товар по цене, превышающей его цену спроса. Для максимизирования прибыли, монополист должен определить характеристики рыночного спроса, свои издержки и принятия экономического решения.
В условиях монополизированного рынка нет пропорциональной зависимости между ценой и объемом предложения, отсутствует кривая предложения. Объем производства зависит от предельных издержек, и от формы кривой спроса. Меняясь, спрос не приводит к пропорциональным изменениям цены и объема предложения, в отличие от конкурентного рынка.
Изменения в спросе могут при постоянном объеме производства привести к изменению цен, изменения в объеме производства, могут произойти без изменения цены.
В зависимости от изменения спроса, монополист может по одной и той же цене предложить разное количество продукции или по разным ценам одинаковое количество.
Монопольная власть позволяет проводить политику ценовой дискриминации.