Отсюда можно сделать следующие выводы:
1. Рынок считается нормальным для конкуренции (не
концентрированная отрасль), если <1000. В этих пределах
допускается увеличение концентрации капитала. Кроме того рынок
считается безопасным для конкуренции когда отрасль представлена 10-ю
и более предприятиями, при этом:
- одно предприятие занимает не более 31 % рынка;
- два предприятия - не более 44%;
- три предприятия - не более 54%;
- четыре предприятия - не более 63%.
2. Отрасль считается умеренно концентрированной, если значение
индекса находится в пределах: 1000< <1800. В такой отрасли
концентрация капитала возможна только в том случае, если увеличение
значения не превысит 100 пунктов.
3. Рынок считается неконкурентным (отрасль с высоким уровнем
концентрации), если >1800.
Показатель пороговых долей рынкаиспользуется в Российской
Федерации для измерения уровня концентрации отрасли, начиная с 1991 г.
в соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 9
октября 2002 г.). Закон определяет следующие пороговые ограничения.
1. Предприятие признается безусловным монополистом, если оно
контролирует более 65% рынка данной отрасли.
2. Предприятие может быть признано монополистом на конкретном
товарном рынке, если его рыночная доля превышает 35% и, по
заключению антимонопольных органов, оно занимает на этом рынке
доминирующее положение.
3. Рынок конкретного товара считается безопасным для
конкуренции, если:
- на рынке действует 10 и более предприятий-конкурентов;
- одно предприятие занимает не более 35% рынка;
- два предприятия занимают не более 44% рынка;
- три предприятия занимают не более 54% рынка;
- четыре предприятия занимают не более 65% рынка,
то есть при выполнении всех этих условий отрасль считается не
концентрированной, а рынок – конкурентным.
Таким образом, на основе тех или иных показателей концентрации
всегда можно достаточно точно установить тип конкретного товарного
рынка и выработать базовые рабочие принципы в области
ценообразования.
Рынок свободной конкуренции ( <1000). Не представляет
проблем для создания и поддержания конкурентной среды, так как на
рынке одновременно действуют 30 и более предприятий-конкурентов.
Реакция на изменение потребностей и уровня спроса максимальная. Цена
определяется рынком и близка к равновесной.
Однако здесь особое значение имеет защита прав потребителей, с
одной стороны, и меры по защите и поддержке предпринимателей
(особенно малого бизнеса), с другой. Все это должно быть обеспечено
органами государственного, регионального и отраслевого управления.
Рынок монополистической конкуренции (1200> >1000). По
своим характеристикам очень похож на рынок свободной конкуренции (на
рынке одновременно действуют от 10 до 30 и более предприятий-
конкурентов), но есть определенная специфика в области распространения
товаров и ценообразования. Поэтому, в процессе ценообразования
необходимо учитывать следующие:
1) принадлежность данного товара к определенной товарной группе,
так как в ней действуют одни и те же условия ценообразования.
2) выявление предельных границ изменения цены в данной группе
товаров, так как спрос на фирменную продукцию более эластичен от цены,
чем на рынке свободной конкуренции, и поэтому необоснованное
завышение (занижение) цены относительно установившихся границ может
привести к большим потерям;
3) оценка перекрестной эластичности спроса на товары- конкуренты,
так как изменение цены на какой-то товар должно сопровождаться
заметными изменениями его потребительных свойств относительно всех
других, и поэтому важен анализ соотношения цен в группе
конкурирующих товаров;
4) оценка возможности максимизация прибыли конкретного
предприятия-конкурента при оптимизации объема продаж (например,
когда достигнуто правильное соотношение предельного дохода и
предельных издержек).
Таким образом, на рынке монополистической конкуренции
действует множество предприятий, выпускающих множество аналогичных
товаров, удовлетворяющих в совокупности одну и ту же потребность. Все
предприятия различаются по уровню и структуре индивидуальных
издержек, а также по особенностям предлагаемых товаров. Это позволяет
им самостоятельно назначать и менять цены на свою фирменную
продукцию, а также зарабатывать в определенные моменты монопольную
прибыль. Однако жесткая конкуренция и ответная реакция рынка со
временем сводит эти сверхприбыли к нулю и тогда норма прибыли на
конкретном товарном рынке у всех предприятий-конкурентов примерно
выравнивается.
Олигополия (1800> >1200), когда на рынке одновременно
действуют от 2 до 8 предприятий-конкурентов или доминирующее
положение (множество предприятий-конкурентов при наличии 2-3
лидеров). Основная проблема состоит в учете возможных действий
наиболее крупных предприятий-конкурентов и выработке определенной
политики ответных реакций. Отсюда принципы и методы конкурентного
ценообразования на этом рынке могут быть следующими:
1) ценовая война, под которой понимается целенаправленное,
последовательное снижение цены на товар (но не ниже себестоимости, так
как в большинстве стран такая политика запрещена законом) по сравнению
с конкурентами с целью расширения своего рынка;
2) координация действий при установлении цены - наиболее
эффективная и разрешенная законом политика;
4) лидерство в ценах, когда все или большинство предприятий-
конкурентов при установлении цены следуют примеру наиболее крупных,
лидирующих в этой отрасли предприятий – обычно применяется для
ценообразования однородного стандартизированного товара (чугун, зерно
и т.п.), при этом индивидуальные цены могут различаться с учетом
потребительских свойств товара и спроса;
5) зависимость предприятий от лидера - пассивное следование за
предприятием-лидером при установлении индивидуальной цены на
аналогичный товар.
Монополия (10000> >1800). Представляет собой диктатуру в
области формирования потока товаров, их потребительных свойств и
уровня цен. Монополизация рынка, как правило, отрицательно влияет на
экономику в целом и поэтому запрещена законом во всех странах с
рыночной экономикой. Монопольное производство и/или монопольная
торговля может осуществляться только как мера государственного
регулирования (например, производство и продажа оружия и военной
техники, алкоголя, лекарственных препаратов и т.п.).
37.Учет в ценообразование предпринимательских рисков