Возникновения убытков или потерь в результате какой-либо
Хозяйственной операции по сравнению с ранее запланированным
результатом.Например, если предприятие установило цену на свой товар
в размере 10 тыс. руб. и смогло продать по этой цене только 90%
предназначенной к реализации продукции, то вероятность того, что цена
была назначена не правильно, составит 0,9, а предпринимательский риск –
0,1.
В рыночной экономике риск неизбежен и является оборотной
стороной свободы предпринимательства. Существует множество факторов
риска, но природа его кроется в неопределенности будущих событий.
В общем случае под неопределенностью понимается неполнота или
неточность информации о фактических условиях реализации того или
иного хозяйственного действия, а также связанных с ним затратах и
результатах. Степень неопределенности при разворачивании какого-либо
вида предпринимательской деятельности, например, предложения
конкретного товара на том или ином рынке зависит от множества
различных факторов: отдаленность во времени, новизна товара, навыки
работы на этом рынке и т.п. Рыночная же цена по своей экономической
природе является величиной случайной. На одном и том же рыночном
пространстве цена на товар в разных актах купли-продажи может
принимать множество значений, но в каждом конкретном случае только
одно, которое заранее не известно, так как зависит от конкретных
особенностей свершения сделки.
Отсюда следует, что решение о конечных результатах
предпринимательской деятельности, в частности о рыночной цене товара,
будет неопределенным, так как существует несколько возможных исходов.
Такая интерпретация позволяет рассматривать неопределенность,
связанную с любым конкретным решением с точки зрения распределения
вероятностей исходов.
Поскольку в меняющихся рыночных условиях заранее
эмпирическую функцию распределения вероятностей установить
невозможно, то в практике ценообразования используют стандартные
функции:
- распределение Гаусса;
- экспоненциальное распределение;
- распределение Пуассона.
На основе принятой функции распределения вероятностей оценка
риска для любого экономического показателя и, в частности, при принятии
решения о цене товара, может быть представлена в виде его
математического ожидания:
где - математическое ожидание достижения j-го экономического
показателя;
- количество возможных исходов;
- значение j-го показателя при i-ом исходе;
- вероятность i-го исхода.
Помимо оценки среднего значения результата особый интерес пред-
ставляет мера рассеяния (разброс) единичных оценок относительно этого
решения. Это объясняется тем, что измерение разброса или дисперсии
распределения математического ожидания указывает на вероятное откло-
нение фактического результата от его «наиболее оптимистического» про-
гноза.
Для измерения разброса относительно средней величины использу-
ется среднеквадратичное отклонение ( ) распределения вероятностей, ко-
торое рассчитывается по формуле: Это позволяет, при принятии решения о степени риска, например, с
использованием распределения Гаусса, исходить из того, что примерно
68% всех возможных исходов лежат в диапазоне , а около 95
процентов исходов лежат в диапазоне .
Анализ рисков следует начинать с выявления его источников и
причин их возникновения. При этом полезно классифицировать и
источники, и причины, так как это помогает принять решения об
управлении риском.
Различают следующие источники возникновения риска:
- личностные особенности человека (особенно лица принимающего
решения, влияющие на результаты предпринимательской деятельности);
- многовариантность ведения самой хозяйственной деятельности
(применение разных методов управления, разных технологий и т.п.
приводят к различным коммерческим результатам);
- макроэкономические факторы (изменение внутренней политики
государства, модернизация экономической системы и т.п.).
Очевидно, что первые два источника в той или иной мере поддаются
управлению на отдельно взятом предприятии. Макроэкономические же
факторы выступают в роли объективных ограничителей, но их динамику с
определенной степенью вероятности можно спрогнозировать.
Причинами возникновения риска обычно бывают:
- объективная неопределенность будущих событий;
- непредсказуемость поведения субъектов рыночной микросреды
бизнеса;
- неполнота, несвоевременность, недостоверность информации,
используемой в ходе принятия решений.
Поскольку предпринимательский риск – это категория
вероятностная, то и степень риска может меняться в значительных
пределах. В общем случае целесообразно выделить:
- допустимую степень риска (например, недополучение
запланированной суммы прибыли);
- критический риск (не только полная потеря прибыли, но и
возникновение убытков);
- катастрофический риск (например, угроза банкротства
предприятия, потеря личного имущества и т.п.).
Очевидно, что при любых ситуациях необходимо стремиться снизить
степень риска до допустимых пределов. В частности, принимая решения о
ценах, необходимо руководствоваться таким соотношением вероятности
осуществления и неосуществления запланированного события, например,
получения определенной суммы дохода, при котором примерно две трети
шанса благоприятствуют успеху, а одна треть не благоприятствует.