(предпринимательской) деятельности. Таким образом, именно
экономические издержки и формируют цену предложения товара в данной
отрасли национальной экономики.
В состав экономических издержек необходимо включать следующие
элементы:
1. Затраты формирующие себестоимость товара, исчисляемые
согласно Правилам бухгалтерского учета и отраслевым инструкциями по
планированию себестоимости продукции.
2. Учитываемые в цене официальные налоги (например, НДС, акциз
и т. п.). Эти налоги также являются издержками для предприятия, так как
их сумму предприятие в конечном счёте перечислит в различного рода
бюджеты.
3. Таможенные пошлины, тарифы и сборы, если предприятие
осуществляет экспортно-импортную деятельность. Экономическая суть
этой группы издержек аналогична предыдущим обязательным затратам.
4. Затраты на обеспечение конкурентоспособности предприятия. В
общем случае к ним относят:
- капитальные вложения в обновление основных производственных
фондов и прирост оборотных средств, обеспечивающих современный
уровень развития НТП в данной отрасли национальной экономики и
расширенное воспроизводство;
- затраты, связанные с развитием инновационной деятельности,
направленные на рост (поддержание) конкурентоспособности продукции и
предприятия в целом;
- затраты на социальные программы, обеспечивающие минимальный
уровень социальной защиты работников предприятия и закрепление
трудовых ресурсов;
- затраты на подготовку и переподготовку кадров, обеспечивающие
рост эффективности труда;
- отчисления в централизованные фонды предприятия,
стимулирующие управляемость предприятия в целом;
- выплаты дивидендов по акциям, обеспечивающие
предпринимательские интересы акционеров.
5. Альтернативные (временные) издержки, под которыми
понимаются прямые потери или упущенные выгоды, которые возникают в
результате отказа от каких-то других альтернативных решений.
Поскольку второй, третий и четвертый элементы экономических
издержек формируются за счет прибыли предприятия, то их суммарную
величину можно рассматривать как размер нормальной
предпринимательской прибыли, обеспечивающей расширенное
воспроизводство. Учет в цене товара величины пятого элемента –
альтернативных издержек, может восприниматься как вариант
отображения предпринимательского риска.__
22.Анализ структуры издержек
По степени зависимости затрат от изменения объема
производствавсе затраты делятся на переменные (условно-переменные) и
постоянные (условно-постоянные). Сущность данной группировки состоит
в том, что с изменением объема производства одни затраты
пропорционально изменяются, а другие – не изменяются или изменяются
незначительно.
Переменными являются затраты, величина которых находится в
определенной прямой пропорциональной зависимости от изменения
объема производства. К ним относят затраты на сырье, топливо и энергию
на технологические цели, на оплату труда основных производственных
рабочих и т.п. (конкретный перечень этих расходов зависит от специфики
производства).
Условно-постоянные – это затраты, величина которых в
краткосрочном периоде времени не изменяется в зависимости от
изменения объема производства или изменяется незначительно. Как
правило, эти затраты непосредственно не связаны с изготовлением
продукции и представляют собой расходы на обслуживание производства
и управление. К ним относится амортизация основных производственных
фондов и расходы на их текущий ремонт, а также все накладные расходы.
При разделении затрат на переменные и постоянные величина
себестоимости объема выпуска продукции ( ) или, иначе, валовые
издержки, выражается зависимостью: где – переменные затраты на единицу продукции, руб.,
– постоянные затраты на объем выпуска продукции, руб.,
– объем выпуска продукции в натуральном выражении, ед.
Тогда себестоимость единицы продукции ( ) или, что то же самое,
удельные затраты, определяется по формуле: Следовательно, с увеличением объема производства удельные
затраты на единицу продукции снижаются, поскольку постоянные затраты
распределяются на большее число единиц произведенной продукции и,
наоборот, сокращение объема производства ведет к росту удельных затрат.
Отсюда, при фиксированной цене единицы продукции можно
рассчитать объем реализации, при котором будут полностью возмещены
все затраты на производство – критический объем производства: где - объем производства в критической точке, ед.
Графически взаимосвязь постоянных(F), переменных (AC) и валовых
издержек (C), а также объема реализации продукции (R) при
фиксированной цене могут быть представлены в виде графика
безубыточности (рис. 4.1).
Для выработки стратегии ценообразования решающее значение
имеет динамика и взаимосвязь средних и маржинальных издержек.
Средние издержки ( ) – это затраты на единицу товара,
предназначенного к реализации на рынке. Они могут быть рассчитаны по
формуле: Маржинальные (предельные) издержки ( ), представляют собой
прирост издержек в результате производства и реализации одной
дополнительной единицы товара и могут быть определены по формуле: График изменения средних и маржинальных издержек и
определения оптимального объёма производства
Средние и маржинальные издержки изменяются по U-образным
кривым. Их значения выше при крайних (малых и больших) значениях.
Так, при малом объёме производства, величины этих издержек высоки за
счёт превалирующего удельного веса постоянных затрат в удельных
издержках. При больших объемах производства они растут за счёт
увеличения совокупных переменных затрат и новых дополнительных
капитальных вложений в расширение производства и инфраструктуру
предприятия.
Следует отметить, что кривая предельных издержек пересекает
кривую средних издержек, в которой она достигает минимума. Эта точка
(N1) показывает наиболее приемлемый при данной структуре затрат объём
производства продукции.
23.Ценообразование и потребительский выбор
В большинстве случаев потребители по-разному относятся к
значимости (ценности для себя) одних и тех же товаров, предлагаемых
рынком. Это объясняется тем, что:
- структура потребностей и их ранжирование по значимости зависит
от множества как личностных, так и внешних факторов;
- в разные периоды времени у одного и того же потребителя
доминирующие потребности могут меняться;
- средства, доступные потребителям для удовлетворения
потребностей всегда ограничены и, как правило, не достаточны.
потребительские предпочтения в отношении
конкретного товара по сравнению с товарами-конкурентами понимаются
как ценовые предпочтения в части распределения потребительского
бюджета. Отсюда, в сфере ценообразования возникает проблема анализа
потребительского выбора.