определённые (доминирующие) потребности.Эти предпочтения могут
быть отображены с помощью так называемой «функции полезности»,
которая выражает изменение и уровень удовлетворения потребности или
спроса. При этом низший уровень полезности – это тот уровень качества
жизни, который признается потребителем с определенным уровнем дохода
как минимально допустимый для себя. Высший уровень полезности – это
тот, который представляется максимально мыслимым с учетом
достигнутого благосостояния или прошлого опыта.
Полезность обладает свойствами порядковой измеримости, что
позволяет ранжировать различные наборы товаров. В качестве меры
полезности в практике ценообразования могут быть использованы
следующие единицы измерения:
1) натуральные и/или условно-натуральные - тонны, метры и т. п.,
если с их помощью можно определить потребительский эффект от
использования того или иного товара
2) относительные (безразмерные) величины, характеризующие
соотношение полезности разных товаров или удельное содержание
полезности в одном товаре
3) денежные меры полезностей, то есть те доли платёжеспособного
спроса, которые потребитель может выделить из своего дохода, чтобы
удовлетворить ту или иную потребность.
В качестве показателей полезности для целей ценообразования могут
быть использованы объёмы реализации продукции данного предприятия,
общая сумма прибыли, экономия от снижения издержек производства и
т.п.
Соответственно функция полезности может быть представлена
графически. На рис. 5.1 представлен график линейной функции полезности
(U), где в качестве аргумента (X) используется, например, приращение
дохода от продаж, а на рис. 5.2 соответствующий ей график предельной
полезности.__ Рис. 5.1. График функции полезности Рис. 5.2 График предельной полезности
Следует заметить, что график изменения спроса от цены в условиях
конкурентного рынка совпадает с графиком предельной полезности
данного товара. Отсюда, цена товара на конкурентном рынке, то есть в
условиях свободы потребительского выбора, должна определяться его
предельной полезностью.
24.Кривые безразличия и замещаемость товарв-аналогов
В общем случае, кривые безразличия показывают