По своей сути, линейно-функциональная ОСУ представляет собой наложение функциональной структуры на линейную:
§ линейные связи обеспечивают подчинение по вертикали, иерархию, единство цели всей структуры управления;
§ функциональные — специализацию управленческой деятельности, что позволяет организации решать сложные многоцелевые задачи.
Схема линейно-функциональной структуры представлена на рис. 4.3.
В основе линейно-функциональной структуры лежит линейный тип организации. В соответствии с ним на всех уровнях управления выделяются линейные руководители. Они наделены правом единоличного управления деятельностью своих подразделений и несут полную ответственность за результаты их функционирования.
Для оказания помощи линейным руководителям в решении специализированных задач создаются штабные и функциональные подразделения. Их задачей является подготовка управленческих решений в пределах их компетенции, профессиональная консультация линейных руководителей. Функциональные подразделения наделяются также правом управления деятельностью линейных подразделений в пределах своей компетенции.
Преимущества линейно-функциональной структуры.
1. За счет наличия функциональных специалистов обеспечивается реализация направлений деятельности любой сложности. Универсальность структуры.
2. За счет наличия линейности обеспечивается четкая реализация решений и указаний вышестоящих руководителей.
3. Существенно повышается качество решений, принимаемых линейными руководителями.
4. Обеспечиваются условия для маневрирования имеющимися у организации ресурсами.
Недостатки линейно-функциональной структуры,
1. Громоздкая линейно-функциональная структура не позволяет организации быстро реагировать на изменения внешней среды.
2. Сложно осуществить любого рода реорганизации, требующие координации трудоемких изменений всех элементов организационной структуры.
3. Процесс подготовки и принятия решения замедлен вследствие длительного прохождения информации по уровням управления и участия большого числа лиц в ее обработке.
4. Низкая адаптивность вследствие наличия большого числа формальных правил и процедур, необходимости согласования работы функциональных служб на вышестоящих уровнях управления.
5. При обсуждении проблем межфункционального характера возникают сложности и конфликты. Борьба за ресурсы между подразделениями.
6. Высокая степень централизации в принятии решений.
7. Деятельность функциональных специалистов оценивается по качеству принимаемых решений в рамках подразделения без учета их влияния на общий результат.
8. Узкая специализация руководителей функциональных подразделений не способствует выработке навыков координации работы подразделений. Это создает проблемы при формировании кадрового резерва на занятие должностей высшего руководства.