Государственный контроль осуществляется органами административного контроля (в составе региональных и местных администраций), а также налоговых инспекций на местах через механизмы мониторинга и контрольных проверок.
Организация ценового мониторинга.Информационной основой оценки состояния товарного рынка являются данные ценового мониторинга. На его основе формируется необходимая база данных, которая позволяет отслеживать динамику изменения цен и достаточно точно прогнозировать их уровень и, главное, оперативно принимать меры к сдерживанию их роста.
Важность ценового мониторинга трудно переоценить. Экономисты проведение мониторинга в совокупности с прогнозированием и проведением ценовых экспертиз причисляют к прямым методам регулирования цен. В зависимости от уровня решаемых задач мониторинг динамики цен осуществляется по различным сферам экономики, а также отдельным группам, видам продукции, услуг и т.д. При этом степень значимости мониторинга предопределена его целью.
К примеру, решая задачу усиления социальной направленности экономических преобразований в Астраханской области, оценки влияния динамики потребительских цен на уровень жизни населения, в 2000 г. акцент ценового мониторинга на территории области был сделан на продовольственную группу товаров.
Для этого с использованием методов выборочного и сплошного обследования объектов ценообразования были организованы систематическое наблюдение и анализ цен на продукцию Астраханского регионального рынка.
По каждому виду продукции мониторинг вели по следующим направлениям:
• оптовые цены сельскохозяйственных предприятий;
• отпускные цены предприятий перерабатывающей промышленности;
• оптовые цены предприятий торговли;
• розничные цены в организованной торговле, на рынках, продовольственных ярмарках.
На основе полученной информации ежемесячно формировался аналитический материал в виде ценового бюллетеня и экспресс-анализов по динамике цен1. Построение динамических рядов колебаний средневзвешенных цен по каждому наименованию товара-представителя позволяет определить экстремальные значения ценового коридора.
Экономическая экспертиза стоимости платных услуг (работ), оказываемых государственными учреждениями.Основным инструментом сдерживания цен на платные услуги (работы), оказываемые государственными учреждениями и не попадающие в сферу государственного регулирования (услуги СЭС, БТИ, учреждений юстиции, здравоохранения и др.), является согласование цен через процедуру экономической экспертизы.
Экономическая экспертиза стоимости платных услуг подразумевает:
• анализ соблюдения порядка формирования цен (тарифов);
• анализ фактической и плановой смет затрат для подтверждения обоснованности уровня цен (тарифов);
• анализ исполнения нормативных правовых актов по использованию финансовых средств, полученных от оказания платных услуг (работ).
При этом основными критериями при экспертизе цен являются экономическая обоснованность всех статей затрат по каждому виду услуг и финансовая деятельность предприятий в целом, с одной стороны, и обеспечение доступности услуг населению — с другой.
Согласование цен в области организовано по следующим направлениям:
• на платные услуги (работы), оказываемые государственными учреждениями Астраханской области (в целях упорядочения учета финансовых средств организаций, финансируемых из бюджета области, на территории области введены Правила оформления и выдачи разрешений на открытие специальных счетов);
• на услуги предприятий, расчеты с которыми осуществляются за счет бюджетных средств, средств фонда социального страхования.
Индикативная система ценового мониторинга.Все перечисленные методы регулирования основаны на использовании элементов факторного анализа.
Факторный анализ — это выделение определенных свойств продукта (качество, сервисное обслуживание, условия эксплуатации, популярность, цена и др.) и расчет цены на основе решающего фактора для установленной целевой группы потребителей.
При разработке системы индикаторов исходили из следующих основных критериев:
• существенности индикатора (возможности принятия эффективного оперативного решения);
• полноты и своевременности предоставления информации (для того, чтобы минимизировать ущерб от неблагоприятных изменений);
• совместимости индикаторов (учитывая специфику деятельности предприятия индикаторы должны быть совместимы для возможности их сравнения).
В случае мониторинга объема и качества услуг система индикаторов имеет вид:
• соблюдение стандартов качества коммунальных услуг;
• общая продолжительность перерывов в обслуживании;
• эффективность ремонта и скорость устранения аварийных ситуаций.
При мониторинге финансового состояния муниципальных предприятий выбрана следующая система индикаторов:
• фактическая себестоимость услуг за отчетный период и их рентабельность;
• коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности;
• величина фактической собираемости коммунальных платежей по группам потребителей;
• доля денежных средств в доходах предприятия;
• наличие задолженности потребителей услуг и муниципалитета перед предприятием и самого предприятия перед сторонни ми кредиторами.
По линии оценки приемлемости тарифов для населения индикаторами служат:
• доля семей, получающих жилищные субсидии;
• доля расходов на оплату ЖКУ в среднем доходе семьи;
• уровень платежей граждан по отношению к фактической себестоимости услуг и экономически обоснованному тарифу.
За систему производственных индикаторов приняты показатели, характеризующие сроки и качество подачи потребителям электрической энергии, питьевой и технической воды, тепловой энергии и горячей воды, газа, вывоз бытовых отходов, а также своевременность и эффективность мер по поддержанию в работоспособном состоянии оборудования, коммуникаций, зданий, сооружений и других объектов жилищно-коммунального назначения.