Предпринимательство в рыночной экономике всегда сопряжено с неопределенностью в оценке конъюнктуры и перспективы рынка. «Предприниматель, которому нужно принять практическое решение о размерах производства, не имеет, конечно, совершенно точного представления о том, какова будет выручка от продажи данного объема продукции, и руководствуется несколькими гипотезами различной степени вероятности и точности».1 Риск присутствовал и в командно-административной экономике, но ответственность за потери большей частью можно было переложить на вышестоящую организацию, убытки компенсировать из министерского фонда, скорректировать план. Изменение планово установленных цен, как правило, учитывалось при корректировке плановых и финансовых показателей.
В рыночной экономике государство не несет ответственности за обязательства и действия предприятия, тяжесть рынка и последствия потерь ложатся на предприятие, сказываются на его финансово-хозяйственных результатах. Фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательства, энергичных действий руководства предприятия в области изучения возможностей рынка, рационализации деятельности предприятия, поиска новых рынков и производственных резервов. Определение цены на реализуемую предприятием продукцию, услуги всегда образует, пожалуй, наибольшую составляющую предпринимательского риска. К этому нужно еще добавить риск в определении цены на применяемые факторы, средства производства, используемые сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу, на капитал. Ошибка в размере цены на реализуемые предприятием продукты и услуги всего на один процент ведет к потерям, составляющим не менее чем один процент выручки от реализации, а при эластичности рыночного спроса на вашу продукцию эти потери могут составить 2-3%. При рентабельности продукции, равной 10-12%, один процент ошибки в цене может дать потери 5-10% прибыли. При эластичности рынка спроса на продукцию предприятия эти потери могут удвоиться, а то и утроиться. Аналогичные потери для предприятия возникают также и в случаях с определением цен на сырье, материалы, топливо и энергию, рабочую силу и другие факторы производства.
Влияние цен на финансово-хозяйственные результаты предприятия в условиях рынка не ограничивается простым пересчетом тех же объемов на новые цены. Изменение цен на рынке влияет на спрос и предложение, следовательно, меняются объемные показатели в зависимости от эластичности их от цен.
Кроме того, нужно учитывать, что в условиях сильной инфляции, динамичности спроса и изменения цен как на продукцию, так и на топливо, сырье, материалы прогнозировать цены даже на краткосрочный период весьма трудно, и ошибка в размере -\—5% - - весьма обычное явление. Отсюда ясно, в какой мере определение цен связано с риском.
В предпринимательской деятельности важно количественно определить риск, чтобы сравнить степень риска альтернативных вариантов и выбрать тот из них, который больше всего отвечает стратегии риска, принятой руководством. В ряде случаев риск может быть уменьшен за счет диверсификации, страхования или получения дополнительной информации.