русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Государственная ценовая политика и регулирование цен


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 4057; Нарушение авторских прав


Являясь важнейшим элементом экономической политики госу­дарства, ценовая политика в ближайший период будет направле­на на создание условий для снижения инфляции, роста произ­водства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения равных и предсказуемых условий эко­номической деятельности в России в составе всей экономики и на отдельных отраслевых товарных рынках.

Одним из факторов, способным повлиять на динамику цен и экономического развития, является реализация общегосударст­венной политики, в первую очередь в сфере услуг естественных монополий. В рамках реализации основных положений этой по­литики в сентябре 2001 г. был создан на базе существовавшей Фе­деральной энергетической комиссии (ФЭК) Единый тарифный орган (ЕТО), призванный обеспечить недопущение снижения жизненного уровня населения посредством защиты его интере­сов от необоснованного роста цен, а также реализации социаль­ных мер помощи малоимущим слоям населения.

Цены, как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и важную социальную функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожи­точный минимум, потребительский бюджет семьи.

В настоящее время любое государство использует две группы регулирующих методов:

• чисто экономические — влияние на цены, спрос и предло­жение, кредитная политика, понижение или повышение учетной ставки Центрального банка, регулирование величины при­были и т.п.;

• административные, которые включают:

1. Выработку государством соответствующей психологичес­ким склонностям людей стимулирующей фискальной и ценовой политики. Это значит, что:

а) налоги призваны улавливать избыточные доходы богатой
части населения и не быть обременительными для остальных слоев населения, чтобы стимулировать личное потребление населения;



б) цены на все виды продукции личного и производственного
потребления способны создать равновеликие конкурентные
условия как для богатых, так и для людей среднего и малого
достатка с таким расчетом, чтобы защитить население от воз­
действия монопольно высоких цен;

в) единые для всех государственных и коммерческих банков, низкие ставки процента с целью стимулирования инвестиций за счет банковского кредита.

2. Отказ от положений А. Смита и Д. Рикардо об автоматизме
саморегулирования экономики и переход к государственному уп­равлению на макроэкономическом уровне, оставляя микроэконо­мический уровень экономическим субъектам. Опыт стран с ры­ночной экономикой показывает, что государство должно отслежи­вать изменения цен на целый ряд товаров, анализировать причины
таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процес­сы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматриваются как одни из важнейших характеристик со­стояния экономики в целом, а влияние на цены — как составную часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.

Так, в США регулируются в основном сельскохозяйственные цены. Правительство определяет уровень залоговых цен для фер­меров, следит за паритетным состоянием между ценами на фер­мерскую продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами.

В Японии регулируются в основном тарифы на коммуналь­ные услуги и цены в энергетической отрасли.

В Австрии регулируются цены на лом и отходы черных метал­лов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.

Поскольку велика власть монополистов над рынком своих товаров, особенно если это предметы первой необходимости каждое цивилизованное государство старается не допустить воз­никновения и существования абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной при­родой реализуемого продукта или особенными правилами его собственника.

В Российской Федерации основы ценовой политики соглас­но Конституции Российской Федерации находятся в ведении го­сударства.

На Министерство экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации как на один из главных экономических фе­деральных органов власти возложены формирование предложе­ний по вопросам ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования цен на товары и услуги, методология це­нообразования, обеспечивающая единую политику ценового ре­гулирования на всей территории, контроль за соблюдением по­рядка применения регулируемых цен (тарифов).

Исходя из сложившейся практики в различных регионах страны на территории Российской Федерации применяются сле­дующие методы ценового регулирования:

1. Макроэкономическое регулирование (косвенные методы):

• выработка принципов и концепции политики цен и ценооб­разования;

• законодательное и нормативно-правовое обеспечение цено­вой политики и государственного регулирования цен;

• проведение гибкой монетарной политики с целью преодо­ления инфляции и стабилизации цен в сфере кредитно-денеж­ных отношений;

• проведение эффективной бюджетной политики, содейству­ющей стабилизации цен и ее социальной направленности (бюд­жетная система в части ее воздействия на цены; бюджетное регу­лирование цен);

• регулирование валютного курса и режима обращения ино­странной валюты на территории России в сфере взаимодействия внутреннего и внешнего ценообразования.

2. Микроэкономическое регулирование (косвенные методы):

• формирование и поддержание конкурентного ценообразо­вания, ограничение монополизации цен на конкретные товары, группы товаров сферы производства и потребления;

• формирование, содействие и защита договорно-контракт­ного ценообразования (нормативно-правовое и судебно-арбит­ражное регулирование ценообразования в актах купли-продажи);

• использование государственного предпринимательства для воздействия на формирование цен с целью структурной перест­ройки экономики и воздействия на спрос и предложение (изби­рательное воздействие на рынок и цены отдельных товаров и группы товаров);

• регулирование цен во внешнеэкономическом обороте при­менительно к отдельным товарным группам экспорта-импорта;

• развитие системы страхования предпринимательского рис­ка, правовое регулирование сделок государственными организа­циями.

3. Методы прямого административного контроля (микроэко­номическое регулирование):

• установление фиксированных цен на отдельные группы или виды товаров;

• субсидирование цен на конкретные группы или виды това­ров;

• применение акцизного налогообложения на конкретные виды товаров;

• установление предельных цен на конкретные группы или виды товаров;

• целенаправленная социальная защита малообеспеченных слоев населения и социальные гарантии;

• экологическая политика в части цен, налогов и платежей;

• применение нормативов при определении цен реализации товаров;

• индексация цен (в ограниченной области, четко определен­ной законодательно или постановлением правительства);

• использование фондов регулирования цен (бюджетного, специального) для поддержания разницы в ценах потребителя и производителя.

Постановлением Правительства РФ «О мерах по упорядоче­нию государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 г. № 239 с последующими изменениями и дополнениями ут­вержден перечень продукции производственно-технического на­значения, товаров народного потребления и услуг, на которые го­сударственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рын­ке Российской Федерации осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. К этим това­рам, в частности, относятся:

• газ природный (кроме реализуемого населению), газ нефтя­ной, газ сухой, газ сжиженный для бытовых нужд;

• электроэнергия и тепловая энергия, тарифы на которые ре­гулируются Федеральной энергетической комиссией;

• протезно-ортопедические изделия;

• продукция ядерно-топливного цикла;

• перекачка, перевалка и налив нефти;

• продукция оборонного назначения;

• драгоценные металлы и сплавы, промышленные изделия из
драгоценных металлов, их лом и отходы, алмазное сырье, драго­ценные камни;

• перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на же­лезнодорожном транспорте;

• погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы;

• услуги ледокольного флота;

• аэронавигационное обслуживание воздушных судов;

• отдельные услуги почтовой и электрической связи.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации имеют право регулировать цены (тарифы) на следующую продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления и услуг:

• газ природный, реализуемый населению и жилищно-строи­тельным кооперативам, газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд;

• электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регу­лируются региональными энергетическими комиссиями;

• топливо твердое, печное бытовое и керосин, реализуемый населению;

• перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественно­
го транспорта в городском и пригородном сообщении;

• оплата населением жилья и коммунальных услуг;

• ритуальные услуги;

• услуги систем водоснабжения и канализации.

В сфере регулирования ценообразования на продовольствен­ные товары наибольшее распространение в целом по России по­лучило установление коэффициентов — соотношений между сто­имостью сельскохозяйственного сырья и конечной продукции.

Нормативные коэффициенты определяются как отношение и цены конкретного вида продукции к стоимости основ-эго вида сельскохозяйственного сырья в закупочных ценах ис­пользуемого для изготовления данной продукции. Нормативные коэффициенты корректируются с учетом инфляции, а также в случае изменения налоговой и кредитной политики.

Установленные таким образом ценовые соотношения могут быть использованы при регулировании цен в субъектах федера­ции на социально-значимые продукты питания.

Государственное регулирование цен, фиксация их на уровне выше или ниже рыночных приводит к нарушению имеющегося рыночного равновесия между спросом и предложением. Одной из важных мер является введение государственного ре­гулирования, в том числе ценового, естественных монополий, осуществляемого специально уполномоченными органами. Госу­дарственный антимонопольный комитет России осуществляет контроль за деятельностью органов регулирования естественных монополий с целью недопущения проявлений монополизма в контролируемых отраслях и производствах.

Указом Президента РФ «О некоторых мерах по государствен­ному регулированию естественных монополий в РФ» от 28 фев­раля 1995 г. № 220 введено государственное регулирование есте­ственных монополий, а Федеральный закон «О естественных мо­нополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных моно­полий в Российской Федерации и сфере деятельности субъектов естественных монополий, в том числе правовые основы государ­ственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, закрепленные Федеральным законом «О государствен­ном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энер­гию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.

Цель государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов — предупреждать, ограничивать и пресекать нарушения государственной дисциплины цен и зло­употребления, связанные с доминирующим положением на рын­ке товаров и услуг и недобросовестной конкуренцией. Государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монопо­листов осуществляется различными способами.

Во-первых, можно устанавливать предельную цену. Предель­ный уровень цены — это максимальный уровень, выше которого цена не может подниматься. Установление предельного уровня це­ны - это их замораживание. Такое мероприятие может быть важно в условиях дефицита, так как неуправляемый рост свободных цен, в конечном счете, приводит к сокращению производства.

Во-вторых, не исключается установление фиксированных цен.

В-третьих, при повышении цен устанавливаются предель­ные надбавки изменения цен. Подобные надбавки сдерживают рост цен.

В-четвертых, применяются предельные уровни рентабельно­сти и размера торговой надбавки. Предельные уровни рентабель­ности на продукцию предприятий «естественных монополий» были утверждены постановлением правительства в размере 50%.

Одним из основных методов ограничения действия монопо­лий является контроль предприятий - субъектов естественной монополии. В настоящее время монопольные структуры не все­гда могут воспользоваться своими преимуществами ввиду низкой платежеспособности населения, потребителей. Различия в тем­пах роста цен значительно сократилось. Тем не менее ситуация может измениться с началом экономического подъема, когда по­тенциальные возможности монопольного диктата не замедлят проявиться. Поэтому в отраслях естественной монополии госу­дарство должно путем регулирования деятельности таких струк­тур защищать интересы потребителя.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ является основой для осуществления на практике изложенной концепции регулирования естественных монополий в сферах:

• транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным трубопроводам;

• транспортировки газа по магистральным трубопроводам;

• услуг по передаче электрической и тепловой энергии;

• услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

• услуг общедоступной электрической и почтовой связи.
Функции органов регулирования и методология, которой они

будут руководствоваться в процессе регулирования, в значитель­ной степени зависят от масштабов реструктурирования отраслей естественных монополий.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Установление цены на новые товары | Государственный контроль ценообразования и применения цен


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.