Цена в условиях рыночной экономики является одним из важнейших факторов определяющих прибыльность предприятия. Следовательно ценовая политика должна быть хорошо продумана и обоснована. Ценовая политика – это общие цели,которые предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию и системы мер,направленных на это.
Основные цели ценовой политики следующие:
1.дальнейшее существование предприятия. У предприятия могут быть избыточные мощности, на рынке много производителей, наблюдается интенсивная конкуренция, изменились спрос и предпочтение потребителей. В таких случаях, чтобы продолжить производство, ликвидировать запасы, предприятия часто снижают цену, при этом прибыль теряет свое значение; до тех пор пока цена покрывает хотя бы переменные и часть постоянных издержек производство может продолжаться, однако вопрос о выживаемости предприятия может рассматриваться как краткосрочная цель.
2.краткосрочная максимизация прибыли. Многие предприятия хотят установить на свой товар такую цену,которая обеспечила бы максимум прибыли. В реализации этой цели упор делается на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы. Эту цель часто используют предприятия в неустойчивых эконом-их условиях.
3.краткосрочная максимизация оборота. Цену стимулирующую максимизацию оборота выбирают тогда,когда трудно определить структуру и уровень издержек производства. Чтобы реализовывать поставленную цель предприятие устанавливает для посредников процесс комиссионных от объема сбыта. Краткосрочная максимизация оборотов может и в долгосрочной перспективе обеспечивать максимальную прибыль и долгое участия в рынке.
4.максимальное увеличение сбыта. Предприятия которые преследуют эту цель считают что увеличение сбыта приведет к снижению издержек единицы продукции и на этой основе к увеличению прибыли. Такие предприятия устанавливают цены как можно ниже. Такой подход называют ценовой политикой наступления на рынок.
5.«снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен. Такая политика имеет место когда предприятие устанавливает на свои товары-новинки максимально высокую цену,значительно выше цены производства. Это так называемое премиальное ценообразование. Как только сбыт по данной цене сокращается необходимо снижать цену чтобы привлечь к себе следующий слой клиентов,достигая тем самым,в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.
6.лидерство в качестве. Предприятие которому удастся закрепить за собой репутацию лидера в качестве устанавливает высокую цену на свой товар чтобы покрыть высокие издержки связанные с повышением качества и затраты на проводимые для этих целей НИОКР.
Перечисленные цели ценовой политики могут осуществляться в разное время при различной цене,между ними может быть различное соотношение,однако все они в совокупности служат общей цели:долгосрочной максимизации прибыли.