Существует точка зрения что уровень спроса может быть единственным фактором который следует учитывать при определении цены. При подобном подходе к определению цены фирма исходит из положения что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара его основные и дополнительные преимущества, уровень и количество последовательного обслуживания и с учетом этих обстоятельств определяется соответствие между оценкой полезности товара и его ценой. Основным фактором при этом методе является не издержки производства а покупательское восприятие. Поведенческие характеристики потребителей имеют большое значение с точки зрения ценовой политики при использовании метода с ориентацией на спрос, производственные затраты рассматриваются лишь как ограничитель факторов, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна при этом производственные затраты могут быть одинаковыми при разном уровне цен. Наиболее распространенными являются следующие методы установления цены:
1) Метод текущей цены. В тех случаях когда затраты трудноизмеримы цена определяется на уровне цены обычно получаемой за данный товар на рынке. Использование этого метода привычно для тех фирм которые хотят следовать за лидером, в этих случаях главной задачей фирмы является контроль за издержками.
2) Метод «запечатанного конверта» или тендорного ценообразования. Используется в отраслях где несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. При определении тендора исходят прежде всего из цен которые могут назначить конкуренты и цена определяется на более низком по сравнению с ней уровне. Однако если товар обладает каким то качествами отличающими его от товаров конкурентов то цены на товары можно назвать гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.
3) Определение ценовых линий связанных с продажей товара в диапазоне цен где каждая цена отражает определенный уровень качества различных моделей одного и того же вида и назначения изделия. Многие виды изделий традиционно имеют шкалы цен, к которым приспосабливаются и производители и продавцы. При разработки ценовой линии следует изучить следующие правила:
А) цены должны быть достаточно отделены друг от друга чтобы потребители осознали качественное различие между моделями.
Б) в верхнем диапазоне цен должна быть большая дифференциация, поскольку потребительский спрос при высокой цене менее эластичен.
В) соотношение цен между разновидностями товара должно сохранятся при изменении издержек для того что бы сохранялись установленные различия.
Ценовые линии создают преимущества для производителей, участников каналов товародвижения и потребителей. Продавцы могут предлагать набор товаров привлекая различные сегменты рынка, а потребители при этом получают ассортимент товаров из которого они могут выбрать нужное изделие сравнивая определенные модели в пределах желательного диапазона цен.
4) Метод определения цен с ориентацией на конкуренцию. При данном методе цена не меняется и при изменении затрат и урегулирования спроса только потому что конкуренты тоже не меняют своих цен. В тоже время как только конкуренты изменили цену, фирма меняет цены на свой товар хотя затраты и спрос остались без изменений. Это метод предпочитают фирмы, которые затрудняются определить собственные издержки и считают действующие цены базой для определения цен на свои товары.