Все методы ценообразования могут быть объединены в 3 большие группы затратные, рыночные и экономичные. При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы. Прежде всего в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителей. Затратные методы учитывают интересы производителя , которые стремятся возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль без учета того в какой степени такая цена адекватна той пользе которую дает эта продукция потребителю. При исчислении рыночной цены в настоящее время наиболее широко применяются следующие методы:
1) Метод полных издержек. Суть метода состоит в том что в полной сумме постоянных и переменных затрат добавляют определенную сумму соответствующую норме прибыли средней по данной отрасли. Это наиболее распространенный метод он применяется по традиционным товарам а так же при установлении цен на новые товары. Преимущество данного метода состоит в том что предприятие обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли. Однако при установлении цены не принимается во внимание изменяющийся спрос на товары, конкуренцию на рынке.
2) Метод прямых затрат. Переменным прямым затратам на единицу продукции добавляется % или сумма покрываемые постоянные затраты и обеспечивающие достаточную норму прибыли. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции . Эта разница получила название добавленной или добавленной или маржинальной прибыли. Таким образом прямые издержки должны являться тем пределом ниже которого производитель не может оценивать свою продукцию т. е. функция издержек заключается в установке нижнего предела для первоначальной цены на продукт в то время как ценность этого продукта для потребителя определяет высший предел установления цены на них.
3) Метод предельных издержек. Его суть состоит в следующем как только достигнет уровень продаж при котором можно покрыть все расходы включая накладные можно позволить себе снизить цену. Нужно только покрыть себестоимость обслуживания одного дополнительного покупателя. Любая цена превышающая эту дополнительную себестоимость дает дополнительную прибыль. Однако для установления цен на всю продукцию этот метод использовать нельзя, т. е. постоянные расходы должны быть возмещены предприятием в общей выручке.
4) Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить цену на свой товар на таком уровне который обеспечивал бы ей желаемый объем прибыли.
5) Метод рентабельности инвестиции. Он основан на том что производство и реализация должны обеспечивать рентабельность не менее стоимости заемных средств. В этом случае к суммарным затратам на единицу продукции добавляют сумму процентов за кредит. Эта единственный метод учитывающий платность финансовых ресурсов необходимый для производства и реализации товара.
Таким образом концепция цены устанавливаемая исходя из издержек может быть представлена в виде следующих цен:
- предельная
- техническая
- целевая.
Предельная цена соответствует прямым издержкам т. е. позволяет покрывать издержки на замещение товара и ведет к нулевой прибыли.
Цп= С
Где С – прямые затраты ( издержки ).
Техническая цена или цена безубыточности обеспечивает покрытие затрат на замещение товара и постоянных расходов при заданном объеме продаж.
Цт=С+
Где F- это постоянные (косвенные) затраты.
Q- это объем производства продукции.
Целевая цена (достаточная цена). Устанавливается путем введения некоторой надбавки в технической цене определяемой обычно относительно инвестирования капитала. Целевая цена находится из заданного объема продаж.