- информационно-компьютерная революция (с середины 80-х гг. 20 века);
- значительные изменения в управленческих технологиях;
- изменения в материальном производстве;
- изменения в быту и культуре;
- современные информационные технологии с разветвлённой сетью банков данных и баз знаний.
Эдхократическая организация («для частного случая»):
- ориентация на нестандартные и сложные работы;
- трудноопределяемые и быстро сменяющиеся структуры;
- акцент на компетентности и знаниях, а не положении в иерархической структуре.
Для создания эффективной системы управления эдхократической организацией необходимы:
- профессиональное владение экспертными технологиями принятия управленческих решений, владение экспертным оцениванием;
- делегирование полномочий по выбору средств достижения целей самим исполнителем;
- предоставление сотрудникам самим распределять вознаграждение за выполненную работу;
- руководство организации оставляет за собой право финансового контроля.
Структура эдхократической организации может быть представлена не управленческими цепочками, а концентрическими окружностями:
в центре, образуя ядро организации, располагается высшее руководство;
далее, по мере убывания степени ответственности и властных полномочий, - штаб-квартира корпорации, менеджеры, специалисты, рабочие.
Рис. 46. Принципиальная схема структуры эдхократической организации [18]
В основу эдхократической организации положены не столько отношения "власть - подчинение", сколько профессионализм специалиста, поскольку цель создания таких организаций — решение проблем, требующих высокого уровня компетентности, умения анализировать и правильно оценить нестандартные ситуации, найти оригинальное решение, возможное лишь при творческом подходе к проблеме.
Контроль в рамках управления эдхократической организацией теряет элементы формального характера, поскольку оценка результатов затруднена и определяется в основном степенью достижения поставленных целей.
Отсутствие общепринятых стандартов и критериев при оценке ситуаций, действий сотрудников, результатов их усилий в эдхократической организации требует более высокого профессионального уровня при npинятии управленческих решений, начиная от умения поставить задачу в сложной, нестандартной ситуации и кончая умением оценить действия сотрудников по их реализации.
Таким образом, для создания эффективной системы управления эдхократической организацией необходимы:
- профессиональное владение экспертными технологиями принятия yпpaвленческих решений, экспертным оцениванием,
- делегирование полномочий по выбору средств достижения целей самим исполнителям, имея в виду высокий профессиональный уровень сотрудников эдхократической организации. Каждый из них непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха в решении стоящих перед организацией задач;
- предоставление сотрудникам права самим распределять вознаграждение за выполненную работу. Основной оцениваемый результат их деятельности — качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Система вознаграждения сотрудников строится на экспертной оценке вклада работника, его компетентности и носит групповой характер.
Делегируя право принятия решения по многим вопросам профессиональной деятельности сотрудникам, по уровню компетентности являющимся экспертами в своей области, руководство организации оставляет за собой право финансового контроля.