Двусвязным (двунаправленным) списком называется структура, состоящая из записей, в которых в первом поле хранится указатель на предыдущую запись (элемент списка), во втором – переменная, а в третьем указатель на следующую запись (элемент списка).
Работать с двусвязными списками намного проще чем с односвязными, так как мы можем двигаться по списку и слева направо (из начала в конец), и справа налево (из конца в начало). Но при этом мы должны будем запомнить и хранить уже два указателя: r – на начало списка и q – на конец списка.
Type point=^list;
List=record
X:byte;
Next, prev:point;
End;
2.Структура текста, разбитого на слова.
3.Двоичное дерево
можно представить так:
4.Направленный граф
можно представить так:
2. Текст – это связанная структура. Ее элементы представляют собой записи с тремя полями: первое поле содержит текстовую информацию (например, слово), второе поле либо указывает на первый элемент следующей строки, либо имеет значение Nil, третье – на следующий элемент данной строки.
3. Компонента двоичного дерева имеет также три поля: первое поле содержит основную информацию (число, символ, слово и т.д.), а второе и третье поля содержат ссылки на предыдущую и последующую компоненты дерева. Для некоторых компонентов дерева одно из этих полей либо оба имеют значение Nil.
4. Посредством ссылок можно выразить все связи в структуре, моделирующей направленный граф: вершинам графа соответствуют сами динамические переменные, а ребрам – ссылки.
Узлом называют переменную, содержащую два различных, отличных от Nil, значения указателя. Так, узловые элементы текста содержат ссылки на очередной элемент данной строки и на первый элемент следующей строки.
Нелинейные структуры удобны для задач поиска. Список упорядоченных элементов в виде двоичного дерева:
Узел 4 называется корнем дерева. Вход в дерево происходит только через корень. Для каждого узла различаются левое и правое поддеревья. Упорядоченность элементов следующая: элементы левого поддерева меньше узла и меньше элементов правого поддерева.
Время поиска в двоичном дереве сокращается по сравнению с линейной структурой с ~N до log2N, где N – число узлов в дереве. Компоненту двоичного дерева можно представить переменной типа
birec = record I: integer; pred, succ: intpend;
Каждая такая переменная содержит три поля: поле целого значения – поле I, поле указателя на предыдущий (в смысле упорядоченности) элемент – поле pred и поле указателя на последующий элемент – поле succ.
Алгоритм построения дерева:
Всегда при добавлении вершины к дереву алгоритм начинает работу с корня. Если ее значение больше, чем значение корня, то идем по правым веточкам, если меньше – по левым, пока не найдется ей место