русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Рыночные методы ценообразования


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1610; Нарушение авторских прав


Цены подвергаются изменениям на рынке под воздействием спроса и предложения.

Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте.

Цена спроса есть цена, которую готов уплатить покупатель при некотором значении спроса на данный товар.

Законом изменения спроса в зависимости от цены на рынке свободной конкуренции признается, что при неизменности всех прочих условий снижение цены ведет к возрастанию спроса. И наоборот, повышение цены уменьшает спрос.

Эту зависимость принято отображать в виде графика (рис.5) и обозначать через D(от англ. dimension – измерение, размеры, величина).

 

 

Рисунок 5. - Кривая спроса

На практике часто бывает достаточно использовать линейные зависимости типа:

или ,

где - спрос в натуральных единицах;

- цена спроса;

- постоянные коэффициенты, которые находятся эмпирическим путем.

В этом случае график спроса изображается отрезком прямой (рис.6).

 

Рисунок 6. – Линейный график спроса

Предложение - это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в конкретном месте.

Цена предложения есть цена, по которой продавец готов продать товар при соответствующем объеме предложения данного товара, или продавцы при данной цене товара готовы его поставить на рынок в некотором количестве (объеме).

Законом изменения рыночного предложения в зависимости от цены считается возрастание рыночного предложения при повышении цены и его уменьшении при снижении цены на данный товар, если прочие условия остаются без изменений.

Типичный график зависимости предложения от цены представлен на рис.7. Принято обозначать его через S(от англ. supply - предложение, поставка).

График предложения на практике бывает удобно и достаточно для принятия решения представить в виде линейной зависимости:



или ,

где - предложение товара на рынке в натуральном выражении;

- цена предложения этого товара;

- постоянные коэффициенты, которые находятся по эмпирическим данным.

Тогда график предложения будет представлен в виде отрезка прямой (рис.8).

 

Рисунок 7. - Кривая предложения

 

 

Рисунок 8. – Линейный график предложения

Рыночная цена в условиях свободной конкуренции устанавливается вследствие равновесия спроса и предложения.

Графически это отображается путем совмещения обоих графиков спроса и предложения (рисунок 9).

 

Рисунок 9. – График равновесия цены спроса и цены предложения

Единственной уравновешивающей ценой, т.е. единственной ценой, которая может сохраняться, потому что она удовлетворяет интересам покупателей и продавцов, является такая цена, при которой сумма предложения и сумма спроса равны друг другу. Конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения графиков спроса и предложения (точка Е), которая поэтому называется точкой равновесия.

График равновесия цены спроса и предложения в линейных функциях дает более удобную интерпретацию цены равновесия в практическом применении (рис.10).

В условиях рынка динамика спроса и предложения обусловлена воздействием большого количества факторов. Для того чтобы количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению этих факторов, используется понятие эластичности.

 

Рисунок 10. – График равновесия цены спроса и цены предложения в линейных функциях

Эластичность - это мера реагирования одной переменной на изменение другой, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой переменной.

Особую важность представляет эластичность спроса от цены, или ценовая эластичность. Эластичность показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.

Степень ценовой эластичности измеряют при помощи коэффициента эластичности по формуле:

или

где через обозначается положительное или отрицательное изменение соответственно Q(величины спроса или предложения) и Р (цены товара).

Если небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества приобретаемой продукции, то спрос эластичен. В этом случае коэффициент эластичности спроса от цены больше единицы

( > 1).

Если изменения цены сопровождаются незначительным изменением объема продаж, то спрос неэластичен. При неэластичном спросе коэффициент эластичности меньше единицы ( < 1).

Наряду с эластичным и неэластичным спросом может быть специфический случай (так называемая единичная эластичность), когда процентное изменение цены сопровождается точно таким же (процентным) изменением количества проданных товаров. В результате общая выручка остается неизменной ( = 1).

Различают положительные и отрицательные эластичности.

Положительные эластичности отражают одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают или уменьшаются.

Отрицательные эластичности характеризуют разную направленность изменения величин: одна возрастает, другая уменьшается.

Эластичность спроса в зависимости от изменения цены обычно является отрицательной величиной.

Эластичность предложения в зависимости от изменения цены, как правило, представляет собой положительную величину.

Для оперативного управления ценами большое значение имеет определение коэффициента перекрестной эластичности.

Коэффициент перекрестной эластичности ( )показывает, на сколько процентов изменился спрос на данный товар (Qа) при изменении цены на другой товар (Pб) на 1%. Данный коэффициент определяется по формуле:

Этот коэффициент может иметь как отрицательный, так и положительный знак в зависимости от того, к какой группе принадлежат эти товары:

1. взаимодополняемые товары. Для них перекрестная эластичность меньше нуля ( < 0). Это значит, что с ростом цены на товар Б объем спроса на товар А сокращается и наоборот (цена на бензин и спрос на автомобильные перевозки);

2. взаимозаменяемые товары. Для них перекрестная эластичность имеет положительное значение ( > 0), т.е. при росте цены на товар Б спрос на товар А увеличивается (например, при росте стоимости проезда на метро могут стать популярными другие виды транспорта);

3. нейтральные по отношению друг к другу товары. Для них перекрестная эластичность равна нулю ( =0). Это значит, что рост цен на товар Б не вызовет изменения спроса на товар А (например, обувь и мебель).

Пример определения равновесной цены, эластичности спроса и предложения.

Определить эластичность спроса и эластичность предложения по цене, если известны следующие данные:

Таблица 18. – Исходные данные

№ пп Величина спроса, шт. Величина предложе­ния, шт. Цена на единицу продукции, руб.

Решение:

1. Эластичность спроса от цены определяется по формуле , где - спрос; - цена; - обозначает приращение, положительное или отрицательное изменение соответственно или .

; ;

; .

2. Эластичность предложения от цены определяется по формуле , где - предложение; - цена; - обозначает приращение, положительное или отрицательное изменение соответственно или .

; ;

; .

ЗАДАЧИ

Задача 25.Функция спроса на данный товар имеет вид Qd=12-Р, а функция предложения Qs=-3+4Р. Определите равновесные цену и объем продаж.

Задача 26.Цена на говядину увеличилась на 10% - предложение (производство) говядины возросло на 1%. Определить эластичность предложения говядины в зависимости от изменения цены.

 

Задача 27.Цены на мясо в 1992 г. по сравнению с 1991 г. увеличились в 17 раз. При этом потребление мясопродуктов на душу населения сократилось на 14%. Определить эластичность спроса в зависимости от изменения цены на мясо.

 

Задача 28.Известно, что на рынке по цене 40 руб. было предложено 8000 единиц определенного товара; 30 руб. – 6000; 22,5 руб. – 4000; 17,5 руб. – 2000. С другой стороны, по цене 50 руб. пользовались спросом 2000 единиц товара; 30 руб. – 4000; 20 руб. – 7000; 15 руб. – 11000. Определить эластичность спроса и эластичность предложения.

 

Задача 29. В таблице 19 приведена информация о ценах и спросе на масло и маргарин.Определите коэффициенты перекрестной эластичности.

Таблица 19. – Исходные данные

Цена масла, руб. Спрос на масло, кг Цена маргарина, руб. Спрос на маргарин, кг

Задача 30. Определите, выгодно ли производителю снизить цену на 0,2 руб., если текущая цена товара 3 руб., планируемый объем продаж 1 млн. штук. Известно, что конкуренты вслед за фирмой также снизят свои цены. Показатель эластичности спроса по цене 1,6.

Задача 31. В таблице представлены текущие данные работы транспортной фирмы.

Таблица 20. – Исходные данные

Показатели  
1. Себестоимость 10 т/км, руб.
2. Прибыль от продажи 10 т/км, руб.
3. Доля переменных затрат в полной себестоимости при существующем объеме перевозок 0,7
4. Объем производства, тыс. т/км

Рост цен на бензин увеличивает долю переменных затрат в полной себестоимости до 0,8. Если значение коэффициента эластичности 0,5, как изменится объем производства и удастся ли транспортной фирме сохранить прибыль?

 

Задача 32. В таблице 21 представлены данные фирмы по производству товара А.

Таблица 21. – Исходные данные

Показатели  
1. Себестоимость единицы, руб.
2. Прибыль от продажи единицы товара, руб.
3. Объем производства, тыс.шт.

Фирма решает снизить цену за счет уменьшения прибыли на единицу изделий на 100 руб. При каком значении коэффициента эластичности предложения по цене возможно сохранение прибыли фирмы на прежнем уровне?

2.3. Эконометрические методы ценообразования

 

К основным эконометрическим методам относятся:

1. Метод удельных показателей.

2. Балловый метод.

3. Агрегатный метод.

4. Метод регрессионного анализа.

5. Метод с учетом потребительского эффекта.

При использовании метода удельных показателей сначала определяют удельную цену (Цуд) продукции по формуле:

Цуд = Цб : Пб,

где Цб – цена базисного изделия;

Пб – величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывают цену нового изделия (Цн):

Цн = Цуд × Пн,

где Пн – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.

При использовании баллового метода сначала определяют цену одного балла (Ц´) по формуле:

Ц´ = Цб : (ΣБбi × Vi),

где Цб – цена базового изделия;

Ббi – балловая оценка i-го параметра базового изделия;

Vi – весомость параметра.

Затем рассчитывают цену нового изделия по формуле:

Цн = (ΣБнi × Vi) × Ц´,

где Бнi – балловая оценка i-го параметра нового изделия.

Цену нового изделия (Цн)по методу с учетом потребительского эффекта можно рассчитать по формуле:

Цн = Цб + Эп × Кт,

где Цб – цена базового изделия;

Эп – эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым;

Кт – коэффициент торможения.

ЗАДАЧИ

Задача 33. Фирма планирует выпуск нового электродвигателя мощностью 50 кВт. Цена базового электродвигателя составляет 100 долл. При мощности 10 кВт. Коэффициент торможения при данных рыночных условиях составит 10%. Определить цену нового изделия методом удельной цены.

 

Задача 34.Определить продажную цену методом удельных показателей на термос бытовой емкостью 0,5 л, исходя из имеющихся данных по аналогичным изделиям, входящим в один параметрический ряд
(табл.22).

Таблица 22. – Исходные данные

Емкость выпускаемого термоса, л Количество выпускаемых изделий, тыс.шт. Цена за единицу, руб.
0,75
1,00
1,25
1,5

 

Задача 35. Имеются данные, характеризующие новый и старый автомобили (в баллах) (табл.23).

Таблица 23. – Исходные данные

Автомобили Комфортабельность Проходимость Надежность
Базовый
Новый
Коэффициент весомости   0,3   0,2   0,5

Используя балловый метод, определите цену на новый автомобиль при условии, что цена базового автомобиля составляет 265789 руб.

 

Задача 36. Свободная розничная цена стиральной машины «Эврика» выпуска 2003 г. составляла 400 тыс.руб. Необходимо определить свободную розничную цену машины, выпущенной в 2005 г.(без учета инфляции) при следующих исходных данных:

  • Премиальная надбавка за повышенную долговечность последней модели составляет 15% цены;
  • Премиальная надбавка за повышенную надежность – 10% цены;
  • Премиальная надбавка за улучшенный дизайн – 5% цены;
  • Стоимость большей гарантии на узлы и детали – 5% цены;

Коэффициент торможения – 10%.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Затратные методы ценообразования | Тема 3. Цены внешнеторговых контрактов


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.