Математическое описание динамических режимов электродвигателей постоянного тока независимого возбуждения (ЭДПТ НВ) может быть получено на основании обобщенных уравнений электромеханического преобразования энергии [13].
Рассматривая двигатель как элемент электромеханической системы, целесообразно механическую инерцию ротора и момент потерь на его валу отнести к механической части системы, считая механическими переменными электромагнитный момент двигателя M и скорость вращения его ротора W.
Гипотетически ЭДПТ НВ можно разделить на три узла: вращающийся совместно с рабочей машиной ротор, якорная цепь, цепь возбуждения. Тогда структурная модель функционального уровня электродвигателя принимает вид, показанный на рис. 9.1
Динамика механической части системы "двигатель - рабочая машина" описывается упрощенным уравнением движения:
(9.1)
где МС - приведенный момент статического сопротивления.
Уравнение (9.1) позволяет представить механическую часть в виде функционального блока MHN, схема которого приведена на рис. 9.2.
Процессы электромеханического преобразования энергии в ЭДПТ НВ описываются уравнениями баланса напряжения в якорной цепи и цепи возбуждения и являются основой для построения внутренних схем блоков Q и F.
Указанные уравнения имеют следующий вид:
для якорной цепи:
(9.2)
где Uя - напряжение, приложенное к обмотке якоря, Lя , Rя - индуктивность и активное сопротивления обмотки, E - ЭДС двигателя, Ф - магнитный поток возбуждения, k - конструктивный коэффициент двигателя.
для цепи возбуждения:
(9.3)
где UВ - напряжение, приложенное к обмотке возбуждения, LВ, RВ - индуктивность и активное сопротивления обмотки.
Для построения структурных моделей блоков Q и Fпреобразуем уравнения (9.2) - (9.3) при одновременной подстановке .
(9.4)
(9.5)
где - электромагнитная постоянная якорной цепи двигателя.
В соответствии с уравнениями (9.4) - (9.5) внутренние схемы функциональных блоков Q и F принимают вид, приведенный на рис. 9.3.
При неизменном магнитном потоке (Ф=const) структурная модель структурная модель ФБ Q значительно упрощается (рис. 9.4), а ФБ F становится ненужным. В этом случае вместо произведения переменных вводится постоянный коэффициент
и вся модель ЭДПТ НВ будет содержать лишь четыре базовых динамических элемента.
Не изменяя обобщенную схему СМФУ, можно построить множество вариантов структурных моделей электродвигателя, в том числе и при учете упругих свойств передаточных устройств, люфтов и зазоров в них.
В качестве примера рассмотрим вариант модели ФБ F, позволяющей более корректно имитировать процессы в обмотке возбуждения. Если учесть, что индуктивность обмотки возбуждения определяется выражением
(9.6)
где pВ - число пар полюсов, wВ - число витков, s - коэффициент рассеяния обмотки возбуждения, уравнения баланса напряжений принимает вид:
(9.7)
Применяя к (9.7) преобразование Лапласа с учетом начальных условий, получим
(9.8)
откуда
(9.9)
Выражению (9.9) будет соответствовать структурная модель ФБ F1, приведенная на рис. 9.5 Здесь для получения мгновенных значений тока возбуждения используется таблично заданная зависимость .