Процесс стратегического планирования СХПК «Победа» состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов разработки миссии организации, определение целей, анализа, внешней среды, анализа сильных и слабых сторон, выбора стратегии, реализации стратегии.
При изучении структуры стратегического управления организации необходимо провести анализ среды СХПК «Победа» по следующим составляющим: макроокружение, конкурентная среда, внутренняя среда.
Анализ макроокружения включает изучение следующих компонентов: состояние экономики, правовое регулирование, политическую среду, природную среду.
Проведем SWOT-анализ предприятия.
Таблица 4. SWOT-анализ СХПК «Победа»
Внутренние факторы
Слабые стороны
Сильные стороны
Сезонность производства
Мощный производственный потенциал
Значительный износ ОПФ
Гибкость и высокая реакция на новые коммерческие предложения;
Длительность процесса принятия решения
Качество продукции
Непостоянство рынков сбыта
Развитость сбытовой сферы и оптовой торговли
Текучесть кадров
Эффективная ценовая политика
Внешние факторы
Угрозы
Возможности
Увеличение стоимости ГСМ
Интенсификация производства
Уровень конкурентоспособности других участников рынка
Возможности долгосрочных контрактов
Диспаритет цен
Возможность получения инвестиций
SWOT-анализ определяет и анализирует условия существования и развития предприятия. Для того чтобы предприятие смогло существовать и развивать свое будущее нужно уметь прогнозировать какие трудности могут возникнуть в будущем и какие новые возможности могут открыться для предприятия; чтобы успешно справляться с препятствиями и действенно использовать возможности следует знать слабые и сильные стороны п/п.
Для успешной реализации стратегии необходимо выполнение следующих основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
К факторам, положительно влияющим на деятельность предприятия, относятся следующие:
-высокий общий уровень качества и связанная с этим высокая конкурентоспособность продукции;
-хорошая развитость сбытовой сферы и оптовой торговли;
-наличие гибкости и высокая реакция на новые коммерческие предложения;
-проведение достаточно эффективной ценовой политики.
Остановимся подробнее на каждом из данных факторов. Продукция СХПК «Победа» всегда славилась отличным качеством и не раз была награждена дипломами престижных конкурсов. СХПК «Победа» ежегодный участник выставок-ярмарок РС (Я). Работа по технологическому перевооружению и внедрению новых технологий на СХПК «Победа» продолжается по сей день. Закуплено современное оборудование, с помощью которого улучшено качество, увеличен ассортимент выпускаемой продукции и, соответственно, этим обеспечивается высокая конкурентная способность продукции.
Основную долю реализации готовой продукции занимает реализация внутри улуса около 60%. СХПК «Победа», 100% обеспечивает все бюджетные организации улуса по муниципальному контракту. За 2008 год СХПК «Победа» было закуплено 1741 тонны молока, произведено 169,2 тонны молочной продукции, стоимостью 10365 т.р., за 2008 год было закуплено и произведено 23 тонны молочной продукции , стоимостью 2593, 7 т.р., сокращение объемов заготовки в 2008 году связано с нехваткой свободных оборотных средств компании.
Для описания влияния рынка молочной продукции на СХПК «Победа» необходимо учитывать внешние по отношению к предприятию факторы, которые характеризуют деятельность различных хозяйствующих субъектов и органов управления:
- увеличение стоимости ГСМ;
-уровень конкурентоспособности других участников рынка;
-диспаритет цен;
-влияние покупателей на уровень цен и качество продуктов;
Основными конкурентами СХПК «Победа» завода являются такие крупные конкурентоспособные кооперативы как СХПК «Чурапча», СПХК «Легей», «Туймаада Агроснаб», Хатасский молокозавод
Сырьевая база, которой пользуется завод сейчас, давно сложилась: 80 процентов молока СХПК «Победа» своего производства, 20 % закупается у местного населения. Выработаны свои механизмы, которые позволяют удерживать за собой сырое молоко. Это система доставки молока из хозяйства за свой счет и система кредитования сельхозпроизводителей.
СХПК «Победа», чтобы поддержать сельских поставщиков, предоставил им небольшие кредиты на производство молока, с возвратом сырьевым товаром в 2011 году. Также СХПК «Победа» минувшим летом вложил немалые средства в техническое переоснащение своего приемного пункта (там установлены фреоновые охладители), развивает закуп молока у населения.