русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Механизмы и направления кредитно-денежной политики


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 859; Нарушение авторских прав


 

Мировая практика свидетельствует о том, что объемы и структура финансово-кредитных ресурсов, направления их использования, особенно для стран с переходной экономикой, во многом зависят от экономической политики государства. Согласно Закону Украины “О Национальном банке Украины”, денежно-кредитная политика направлена на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса [4].

Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы - центральный банк и соответствующие правительственные структуры - министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля денежного обращения, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит центральному банку.

Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия, есть такие переменные денежного рынка:

· предложение (масса) денег;

· ставка процента;

· валютный курс;

· скорость обращения денег и др.

Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк может в зависимости от ситуации осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.

В общем виде задачи монетарной политики заключается в том, чтобы создать условия, за которые экономические агенты, реализовывая свободу выбора, осуществляли бы действия, которые совпадают с целями экономической политики государства. Таким образом, денежно-кредитная политика не является автономной. Конечная цель денежно-кредитного регулирования совпадает с основоположными целями макроэкономической политики государства.



Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.

Выбор методов и инструментов денежно-кредитной политики должны быть прерогативой центрального банка, т.е. отличие стратегических и промежуточных целей денежно-кредитной политики от тактических должны заключаться в том, что тактические цели реализует именно центральный банк государства.

«Стратегические - это ключевые цели в общегосударственной экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т.п.» [1]

Стратегические цели являются долгосрочными целями. Для их достижения центральные банки разрабатывают промежуточные цели. Промежуточные цели денежно-кредитной политики - это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка и позволяют таким образом отслеживать общие макроэкономические тенденции. Промежуточные цели дополняют стратегические и конкретизируют их.

Тактические цели состоят в регулировании ключевых экономических переменных через банковскую систему на основе управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.

«Основными признаками тактических целей является краткосрочность их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями центрального банка и многоплановость.» [1]

Выбор и объединение экономических инструментов, которые применяются при определенных условиях, зависит от стратегии центрального банка. Центральные банки могут использовать:

1. административные или рыночные инструменты;

2. инструменты прямого или косвенного влияния;

3. коротко-, средне- или долгосрочные мероприятия.

Например, в сфере учетной политики центральный банк может применять прямое регулирование на денежном рынке и вместе с тем ─ косвенное влияние на рынок капиталов.

«Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики (например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.).»[1]

«Административными инструментами денежной политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение минимума кредита центрального банка, который предоставляется правительственным и банковским учреждениям, прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи, процентов для финансирования отдельных областей экономики и т.п.» [4]

Использование методов административного регулирования объемов и структуры денежного обращения наибольшее распространенно в странах с переходной экономикой. Рыночными (или экономическими) инструментами денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как:

· осуществление операций на открытом рынке;

· регулирование нормы банковских резервов;

· регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются центральным банком.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов).

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Национальный банк использует различные методы управления государственным долгом:

· покупает или продает государственные обязательства;

· изменяет цену облигаций, условия их продажи;

· различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение гocударственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы ─ к ее сокращению.

Основными монетарными инструментами регулирования денежно-кредитного рынка, которые Национальный банк Украины может использовать, управляя денежно-кредитным рынком, должны быть:

Ø нормативы обязательного резервирования средства банковской системой;

Ø учетная ставка Национального банка Украины (уровень учетной ставки должен быть положительной относительно инфляции);

Ø депозитные сертификаты Национального банка Украины;

Ø операции на валютном и на открытом рынках;

Ø рефинансирование коммерческих банков

Ø ломбардное кредитование.

В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

· политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

· изменение норматива обязательных резервов;

· операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг.

Традиционной функцией центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Учетная ставка – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредитов населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и, тем самым, создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Эффективным средством воздействия на предложение денег является изменение центральным банком нормы обязательных резервов. Величина резервов, т.е. часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности: банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может регулировать кредитную активность банков и, тем самым, контролировать предложение денег. Данный инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита, поэтому применяется данный инструмент монетарной политики в большинстве стран в исключительных случаях.

Операции на открытом рынке – продажа и покупка центральным банком государственных ценных бумаг – основной рабочий инструмент регулирования денежного предложения. Осуществляя куплю-продажу государственных облигаций, центральный банк превращает такие операции в метод регулирования денежной массы. Если центральному банку необходимо увеличить количество денег в обращении, тогда он начинает скупать государственные долговые обязательства. В условиях инфляции центральный банк, стараясь умерить рост денежной массы, поступает противоположным образом.

«В зависимости от конечных целей денежно-кредитной политики различают политику «дешевых денег» и политику «дорогих денег».

Политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика) характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредит более дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.» [11] Политика дешевых денег складывается из следующих элементов:

· уменьшение учетной ставки, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и, тем самым, увеличить собственные резервы;

· центральный банк, осуществляя покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, обеспечивает рост резервов коммерческих банков;

центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно денежное предложение.

«Политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции) имеет своей целью ограничение денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции.» [11] Она включает следующие мероприятия:

· повышение учетной ставки, что ограничивает заимствования коммерческих банков у центрального банка;

· продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

· увеличение нормы обязательных резервов, что сокращает избыточные резервы и уменьшает денежное предложение.

Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

Таким образом, можно сделать вывод, что использование методов и инструментов денежно-кредитной политики может оказывать содействие дальнейшему сбалансированию денежно-кредитного рынка, отладке действенного контроля деятельности коммерческих банков, а также укреплению финансово-кредитной и банковского систем государства в целом.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура современной кредитно-денежной системы Украины | Роль денежно-кредитных институтов в государственном регулировании экономики Украины


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.