Основные положения кредитно-денежного регулирования основываются на главных критериях и макроэкономических показателях общегосударственной программы экономического и социального развития Украины в определенный период, включающий прогнозные показатели объема валового внутреннего продукта, уровня инфляции, размера дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, платежного и торгового балансов, утвержденных Кабинетом Министров Украины.
Ежегодно национальный банк информирует Верховную Раду Украины о направлениях денежно-кредитной и валютной политики, разработанной Национальным банком на следующий год или на более длительный период.
Суть денежно-кредитной политики состоит в смене предложения денег, то есть увеличения предложения в период упадка для поощрения расходов, и уменьшения- во время инфляции для уменьшения расходов.
«В Украине главным субъектом денежно-кредитной политики является национальный банк Украины, кроме него в осуществлении политики принимают участие другие органы государственного регулирования экономики- Министерство финансов, Министерство экономики, непосредственно правительство, Верховная Рада.» [6] Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, служащие ориентирами для формирования целей кредитно-денежной политики( например, объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости и др.). Кроме этого, Верховная Рада Украины регулярно заслушивает доклады Головы НБУ и получает информацию банка о состоянии денежно-кредитного рынка в Украине.
Несмотря на это решающая роль в разработке и реализации монетарной политики принадлежит Национальному Банку Украины, так как он несет ответственность перед обществом за состояние монетарной сфера. Как предусмотрено Конституцией Украины (ст.100), Совет НБУ самостоятельно разрабатывает основные положения денежно-кредитной политики и обеспечивает контроль над её осуществлением.
Состояние и уровень развития национального финансового сектора оказывает влияние на выбор денежно-кредитного инструментария НБУ. В Украине из-за недостаточного развития финансовых инструментов, НБУ прибегает к использованию механизма рефинансирования и нормы обязательных резервов (наиболее распространенным методом регулирования центральных банков развитых стран являются операции на открытом рынке, поскольку они легко контролируются и дают быстрый результат). Однако возможности этих инструментов в Украине ограничены. Фактически ставка рефинансирования используется Нацбанком преимущественно в качестве инструмента фискальной политики, и воздействует на финансовый рынок не как инструмент денежно-кредитной политики, оказывающий непосредственное влияние; а также выполняет роль индикативного показателя ожидаемого (прогнозируемого) уровня инфляции в будущем периоде для основных участников финансового рынка.
В Положении о процентной политике Национального банка Украины от 18 августа 2004г. №389, Нацбанк упорядочил нормативно действующую практику применения не единой учетной ставки НБУ, а дифференцированных ставок по операциям НБУ на денежном рынке и для регулирования деятельности коммерческих банков. Нацбанк устанавливает размер учетной ставки, ориентируясь на:
- прогнозируемый и фактический уровень инфляции в
соответствующем периоде и уровень изменения индекса цен
производителей промышленной продукции;
- средний уровень инфляции и среднюю учетную ставку за
предыдущие 12 месяцев;
- темпы прироста денежной массы в обращении;
- структуру прогнозируемых и фактически выпущенных в оборот
Национальным банком платежных средств;
- динамику процентных ставок на межбанковском рынке кредитных
ресурсов, по кредитам и депозитам банков [9].
В институциональном плане на сегодняшний день в Украине банки играют главную роль в системе финансового посредничества, аккумулирования инвестиционных ресурсов, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу, поэтому развитие кредитных операций банков с реальным сектором экономики во многом определяют темпы и характер структурных преобразований. Формирование гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с приоритетными направлениями развития Украины, должно быть согласовано с общими механизмами макроэкономического регулирования и зависит от взаимодействия многих факторов. В качестве основных направлений, влияющих на результативность финансово-кредитных инструментов, в результате проведенного исследования, можно обозначить:
создание гибкого механизма рефинансирования как направления поддержания банковской ликвидности, т.е. создание дополнительных возможностей, следствием чего должно стать
Ø повышение кредитоспособности и уровня капитализации банков;
Ø либеризация резервной политики НБУ путем рассмотрения возможности снижения норм обязательных резервов;
Ø повышенное внимание к качеству активов, передаваемых в обеспечение в целях решения проблемы ухудшения качества выдаваемых банками кредитов;
Ø превращение ставок по операциям центрального банка в оперативный инструмент процентной политики, т.к. ориентируясь на них формируется уровень доходности на различных сегментах финансового рынка;
Ø расширение объема внутреннего рынка, создание условий для активных операций с ресурсами на открытых рынках.
Учитывая тенденции развития отечественной экономики и денежно-кредитной сферы, «Основні засади грошово-кредитної політики на 2011 рік»
определяют задания и показатели деятельности Национального банка Украины для достижения целей обеспечения стабильности денежной единицы.
«Приоритетом денежно-кредитной политики, согласно основной функции Нацбанка Украины, является достижение и поддержка ценовой стабильности в государстве, критерием которой служит динамика индекса потребительских цен, обеспечение ежегодного его снижения и доведение к 2014 году до уровня 5% и дальнейшего его удержание в рамках 3-5%.»[8].
Стабильность денежной единицы является основой предпосылкой реализации стратегических целей экономического роста путем модернизации и инновационного развития, строительства конкурентоспособной экономики и повышение благосостояния населения.
«Валютно-курсовая политика должна предусматривать поэтапное смягчение регулирующих ограничений и постепенное повышение гибкости курса гривны для восстановления финансовой системы страны, уменьшения диспропорций платежного баланса, устойчивого развития валютного рынка и устойчивого роста спроса на национальную валюту.» [10].
Особое внимание уделяется поддержанию общей финансовой стабильности за счёт укрепления доверия населения к банковской системе, поддержания достаточного уровня её ликвидности, удержание роста внешнего долга.
Главная цель - избежание возникновения предпосылок и предусловий, которые привели к финансовому кризису в 2008-2009 годах. Для этого главным образом будут усилены требования к капиталу, финансовому состоянию банков и оценки их риска. Будут использоваться меры по усовершенствованию правил проведения банковских операций и разработка механизмов работы с проблемными активами.
Также в 2011 году предполагается усилить доверие населения к деятельности Национального Банка Украины, путем усовершенствования системы коммуникаций с общественностью, с целью более детального объяснения целей денежно-кредитной политики и мер её достижения.
«Известно, что выполнение «Основних засад грошово-кредитної політики на 2010 рік» проводилось в условиях посткризисного восстановления экономики и создания надежной базы для экономического роста в среднесрочной перспективе. Упадок производства, сопровождавшийся кризисными явлениями, прекратился, стабилизировалась ситуация на валютном рынке, наблюдается рост доверия к банковской системе.» [14].
«Улучшились финансовые результат предприятий, увеличилась их прибыль, и уменьшились убытки. Реальная заработная плата в январе-октябре 2010года, выросла на 9,9%, наблюдается стабилизация ситуации на рынке труда.»
«Скоординированные действия НацбанкаУкраины позволили снизить уровень потребительской инфляции (до уровня ниже 10%),что привело к тому, что экономия населения в реальном измерении оценивается в 28 млрд. грн., реальный прирост депозитов увеличился на 12 млрд. грн., а процентные ставки по кредитам в национальной валюте снизились с начала года с 19,6% до 13,4%, а по депозитам в национальной валюте - с 14,1 до 8,0% соответственно.» [14].
Таким образом, главным достижениями проведения политики Национального банка в 2010 году стало укрепление курса гривни: относительно доллара США – на 0,6%, а относительно евро и русского рубля – на 8,9% та 4,0% соответственно.
Согласно прогнозам на 2011 год, основными характеристиками восстановительных процессов в экономике страны должны быть:
· Увеличение спроса на деньги
· Рост объёмов производства товаров и услуг, что приведет к формированию предложения на внутреннем рынке;
· Улучшение финансового состояния предприятий
· Рост инноваций
· Повышение деловой активности населения
· Активизация кредитования банковской системой реального сектора экономики
· Усиление позитивной роли государства в управлении экономическими процессами.
· Ожидается, что рост реального ВВП к концу 2011 году составит 4,5%.
«Приоритетной целью денежно-кредитной политики в 2011 году е содействие снижению уровня потребительских цен до уровня 8,9 %»[16].